Анастасия Заворотнюк. Прерванный полет

Актриса Анастасия Заворотнюк скончалась в возрасте 53 лет в четверг, 30 мая. Новость об этом появилась на ее официальной странице в социальных сетях. Поверить в шокирующую новость не просто трудно, а невозможно: ей не было и пятидесяти лет. Да и выглядела она так, что вызывала у многих зависть: совсем молоденькая, с невероятной фигурой. Любимая и любящая…

Анастасия Заворотнюк. Прерванный полет
© Вечерняя Москва

В жизни Насти Заворотнюк было слишком много «слишком». Так уж получилось. Взять хотя бы внешность: она была слишком красива, чтобы оставлять людей равнодушными. Но жизнь под прицелом камер, а после роли няни Вики в сериале «Моя прекрасная няня» Настя пользовалась у папарацци высоким «спросом», была ей не особо в радость. Вопреки разговорам и сплетням, она была слишком скромной для того, чтобы радоваться чужому навязчивому вниманию, и была абсолютно счастлива в узком близком кругу. Да, слишком все было непросто в ее жизни изначально, и слишком счастлива она была в последние годы, чтобы уйти вот так… Поневоле поверишь в мистику и воздействие «черных сил»…

Увы. Мистики не было. Была ужасающая реальность: злая болезнь, которая так любит убивать молодых и красивых, — беспощадный, лютый рак головного мозга. И теперь Насти нет.

Горько? Это не то слово. Шок, боль, изумление от чудовищной несправедливости: жизнь красивой и счастливой женщины завершилась на взлете. Рок? Наверное. Хотя все это не так важно — важен итог. Теперь можно лишь вспоминать ее светло и печально — улыбчивую красавицу статуэтку, подарившую поклонникам много радости и веселья своим озорным талантом.

***

…1971-й, время застоя, Астрахань, весна. День 3 апреля в тот год для кого-то не запомнился ничем, для кого-то наверняка был печальным, а для семьи, в которой родилась вторая дочка — Настя, стал невероятно солнечным и счастливым. Сестричку очень просил у родителей их старший сын Святослав. Семья была творческой: отец — телевизионный режиссер, мама — актриса. Так что нет ничего удивительного в том, что Настя мечтала стать актрисой еще тогда, когда толком не могла повторить это слово — «акт-ли-са»… Ее еще совсем маленькой завораживала магия театра: она любила приходить к маме в местный ТЮЗ, с благоговением рассматривала занавес и жизнь за кулисами. И папа со своей стороны всячески поддерживал дочку в ее стремлении пойти на сцену, хотя нередко творческие люди такой судьбы своим детям не желают.

Правда, сначала Настя видела свое будущее «танцевальным». Когда они переехали в Москву, девочка занималась в танцевальном ансамбле, всерьез подумывала о будущем балерины. Потом был еще один вираж: окончив школу, Настя вдруг «посерьезнела» и поступила на истфак в педагогический. Но уже спустя год поняла, что это точно не ее, и вернулась на прежде намеченный курс: отправилась в ГИТИС, куда с первого раза не поступила, а затем обрела альма-матер в лице школы-студии МХАТ.

Режиссер и сценарист Тамара Павлюченко (мама Натальи Негоды, сыгравшей в «Маленькой Вере») первой разглядела артистическое дарование Насти и отдала ей главную роль в фильме «Машенька», снятом по роману Владимира Набокова. Мнения о картине высказывались разные, как всегда бывает в случае экранизации классики, но в одном критики совпадали: Настя — играла. На третьем курсе молодая актриса была приглашена в постановку «Миф о Дон Жуане», а затем в комедию «Лихая парочка». А потом ее позвали в «Табакерку», где в спектакле «Страсти по Бумбарашу» Настин талант развернулся полностью — Варю Заворотнюк считала одной из лучших своих ролей, и справедливо считала!

Однако судьба готовила ей сюрприз довольно неожиданный. И пока Настя грезила о ролях классических, примеривая на себя образы тургеневских барышень, ее судьба была предрешена амбициозным проектом «Моя прекрасная няня». (Напомним, первые шесть сезонов сериала показывали на канале СТС с 27 сентября 2004 года по октябрь 2006-го, седьмой сезон — с ноября 2008-го по 1 января 2009 года.) На кастинге Настя боролась за право сыграть роль «прекрасной няни» Виктории Прутковской с Жанной Фриске и оказалась убедительнее Жанны... Уже после показа первых серий Анастасия Заворотнюк проснулась знаменитой.

***

…Почему сериал так запал в душу? Со стороны это было весело, актуально, живо и очень узнаваемо. Еще памятны были 90-е с их «малиновыми пиджаками», в Россию хлынули женщины-украинки, предлагая себя на роль нянь или экономок в богатые дома, начала появляться «денежная интеллигенция», представитель которой Максим Шаталин, блистательно сыгранный Сергеем Жигуновым, был вторым главным персонажем сериала. На этом фоне сама тематика сериала казалась ну только что не документальной! Именно поэтому всех героев этой бесконечной «саги» зрители просто обожали.

Настя растворилась в проекте. Съемки требовали колоссальной отдачи и забирали все силы. Иногда съемочный день длился больше полусуток. Но Настя ощущала, что это ее роль, ее жизнь, ее работа, ее судьба. «Когда я получила эту роль, — говорила она не раз, — мне показалось, что некто свыше схватил меня за руку и втолкнул в последний вагон отходящего от платформы поезда...»

Роль Вики превратила Настю в настоящую звезду. О ней говорили везде, восхищаясь ее живостью, красотой, легкостью и правдоподобностью игры. Недовольны были Настей только дома… Да и как можно было это не понять? Ее второй муж Дмитрий Стрюков (первый брак Насти распался через год и был бездетным) не видел жену сутками. Не видели маму и дети… Брак затрещал по швам. А тут еще случилась любовь… Экранная любовь няни Вики к Максиму Шаталину, герою Сергея Жигунова, переросла в любовь артистов вне съемочной площадки.

Роман Заворотнюк и Жигунова стал главным событием светской жизни того времени. Страсти кипели нешуточные, со стороны история походила на сказку с элементами мелодрамы, но в итоге случилось расставание — болезненное и тяжелое, с новыми вспышками гипервнимания со стороны прессы. О них судачили, Настю судили-рядили, досталось немало и Жигунову. В итоге все вернулось на круги своя, буря утихла, а вскоре Настя, активно и успешно работавшая на телевидении как телеведущая, встретила свою новую любовь — огромную и взаимную. На съемках «Танцев на льду» она познакомилась с известным фигуристом Петром Чернышевым. Как говорила Настя: «Это было похоже на электрический разряд. Я сразу поняла: мое!»

Так родилась на свет эта пара удивительной красоты.

***

Увы, их союз с Чернышевым постоянно испытывали на прочность серьезные «внешние» проблемы: то принесла убытки затея с открытием катка в Крыму, то идея с покупкой нового жилья заставила взять солидный валютный кредит, который вырос до астрономической суммы после скачка валюты. Невозможность расплатиться по счетам положила начало череде тяжелых судов, которые потрепали чете нервы. Особенно, конечно, Насте. Она спешила, очень спешила, мечтая поскорее построить дом, чтобы в нем успел пожить ее тяжело заболевший отец. «Он меня сделал, папа! — повторяла она. — Он всегда был со мной бесконечно, беспредельно честен. И я хотела, чтобы он успел побыть тут, собрать семью…»

За последние четыре года у нее было много потерь. Ушел отец. Не стало старшего брата Славы. Умер отец Пети… Без поддержки Петра Настя вряд ли бы справилась со всеми этими испытаниями... Из Москвы они уехали в Крекшино — чудесное место в получасе езды. Там появился дом, своя, закрытая от чужих глаз жизнь. И там же стала явью ее мечта: Настя подарила мужу ребенка.

***

Это было непросто и опасно. ЭКО, а уж в 47 лет… Настя все знала, но… Известие о рождении Милы стало для поклонников Заворотнюк громом среди ясного неба: как ей удалось скрыть беременность?! Настя обходила вопрос, сама ли она рожала, и произошедшее чудо объясняла тем, что старалась держать втайне свое положение, избегая в этот период съемок и сознательно не светясь на тусовках. «Это такой интимный момент, — говорила она. — Я же не снималась ни во время первой, ни во время второй беременности...»

Было ли это небольшой хитростью с ее стороны? На самом деле — совершенно не важно. Какая разница — теперь?! Достаточно увидеть фотографии счастливой семьи, чтобы понять: наконец-то сбылась мечта многолетней давности, наконец!

Взяв на руки крошечную Милу, Настя растворилась в своем счастье. Но оно было очень коротким: вскоре у Заворотнюк диагностировали рак мозга. Началась борьба за жизнь. До поры никто ничего не знал, заметили разве только, что Настя не мелькает, да и Петра не видно и не слышно, но думали: заняты счастливыми родительскими хлопотами…

Потом СМИ наводнила противоречивая информация. Договорились уже до того, что Настя выдумала онкологию! Увы, нет. Все развивалось с невероятной скоростью: болезнь, тяжелая борьба с ней, мужественное сопротивление болезни, кома… Настя не сдавалась до последнего. Только болезнь эта безжалостна.

…Безумно жаль. Безумно горько. Память услужливо подкидывает картинки: Настя шутит, Настя смеется, Настя в образе няни, Настя с Милой на руках… Все так ярко и так… быстро. И сердце сжимается от мысли, что маленькая Мила будет знать маму только по ее фотографиям — неизменно прекрасным. Светлая память…