На выставке Киностудии им. Горького раскрывают все секреты съемок большого кино
Как состарить белую рубашку для военного фильма? Как создать грим, который способен превратить любого актера в Нестора Махно или Ивана Грозного? Как рисованный Чебурашка снимался бок о бок с людьми? В музее Киностудии им. Горького открыли выставку "За кадром: Есть что посмотреть" о том, как создается магия кино. Проект - своего рода репетиция: летом здесь будет большая экспозиция, рассказывающая об истории обновленной недавно студии и съемках известных и новых, еще не вышедших в прокат, картин. "РГ" рассказывает о проекте в шести экспонатах.
Придется бить посуду
Есть такая традиция, правда, только в российском кино - в начале съемок разбивать тарелку на удачу. Говорят, что впервые это сделал сам Сергей Эйзенштейн на съемках "Броненосца "Потемкина". Есть и другая версия, что он просто злился на актера, который плохо играл, вот и пришлось бить посуду.
У традиции своя последовательность. На белоснежную тарелку наносят рабочее название фильма, а также имена съемочной группы в строгой иерархии. После первого удачно отснятого кадра режиссер-постановщик произносит речь и разбивает тарелку о стойку световых приборов. Копия разбитой тарелки всегда хранится у продюсеров. Такую копию на выставке представили из уже отснятого и готовящегося к выходу фильма "Вера" с Викторией Толстогановой в главной роли, новой версии романа Галины Щербаковой "Вам и не снилось".
С помощью технологии виртуального продакшна снимается вся реклама. Фото: Александр Корольков
Комикс вместо сценария
Раскадровка сцены "Бой на скале" из нашумевшего фильма Николая Лебедева "Нюрнберг" - это своего рода сценарий в картинках. Это взгляд режиссера на то, как нужно снимать фильм. Раскадровка помогает понять расстановку актеров и крупных элементов в кадре. Благодаря ей актеры знают, как будут разыгрываться сцены.
Обычно режиссер делает раскадровку сам. Чтобы ее создать, владеть художественными техниками совсем необязательно. Но, глядя на раскадровку Лебедева, понимаешь, что это не так. Рисунки больше похожи на высокохудожественный комикс.
Альбом кинопроб фильма "Семнадцать мгновений весны"
Настоящая реликвия Киностудии им. Горького. Из альбома можно узнать, кто пробовался на роли Штирлица и Плейшнера, радистки Кэт и жены Штирлица.
Кстати, в советское время альбом проб был обязателен даже для очень известных актеров, снявшихся в огромном количестве фильмов. Альбом представлялся худсовету. На выставке показали как оригинал альбома, так и оцифрованную копию, которую можно полистать на тачпэде.
А при чем здесь кот?
Киношники - одни из самых суеверных людей на планете. Приведем примеры наиболее распространенных в киносреде суеверий. Сидеть в режиссерском кресле кому-то другому категорически запрещается. Если сценарий фильма упал, жди провала. Нужно срочно на нем посидеть и только потом поднять. Даже если он упал в снег, лужу или грязь... Если кот случайно забрел на съемочную площадку, то жди успех и кассу. Даже если кот попал в кадр, где его быть не должно, и эпизод придется переснять.
Съемки всегда удаются, если на съемочной площадке нашли ржавый гвоздь, его надо поднять и сохранить до конца съемок. А в гримерку нужно заходить только с левой ноги, а то сто лет новую роль ждать будешь.
А на "шапке" - так называется банкет по случаю выхода фильма, название пришло со времен, когда деньги на него собирали в шапку - нельзя говорить тост за успех фильма - снова плохая примета.
Колер вместо крови
Немного кофе или чая, воска, воды и колера. И вот перед нами уже не новая белоснежная рубашка, а равномерно потускневшая, состаренная.
А это костюмы, принимавшие участие в съемках. Шубку и богато украшенную красную рубаху из фильма "Юность Петра" носила актриса Наталья Бондарчук, сыгравшая сестру Петра Софью. А потом и Ванесса Редгрейв в советско-американском сериале "Петр Великий". Известный художник по костюмам Элеонора Маклакова, чтобы создать все это великолепие, использовала искусственный жемчуг, узорный шелк, натуральный мех.
Гримеры и художники по костюмам - настоящие волшебники. У них свои секреты. Три часа они накладывают пластический грим, чтобы вернуть героя на три века назад. Также три часа они разгримировывают актера. Для создания ран и морщин используют латексную кожу. Пятна, чешуйки и полоски наносят с помощью специального трафарета. Кстати, использующийся для грима клей абсолютно безопасен для кожи.
В гости к кукольнику
Фильм "Кукольник" - это прошлогоднее подростковое фэнтези с элементами ужастика о человеке, который был маниакально увлечен созданием кукол. Режиссеры Сергей Кузнецов, Роман Амслер сняли картину на Киностудии им. Горького, а для выставки предоставили реальную декорацию заброшенного дома главного героя в натуральную величину.
Густая-густая паутина, почти белые зрачки кукол, наводивших леденящий ужас на зрителей. Декорация - сама по себе произведение искусства и результат работы не одного десятка человек.
Ожидается, что в музее Киностудии им. Горького декорации из фильмов будут представлены в отдельном разделе.
Пластический грим способен изменить актера до неузнаваемости. Фото: Александр Корольков
Кстати
После посещения выставки еще сложнее ответить на вопрос, какая профессия в кино самая важная. Чтобы на него ответить, Киностудия им. Горького открыла свою киношколу, где подростки, начиная с 12 лет, могут освоить самые редкие закадровые профессии. Ведь школьники в первую очередь мечтают стать актерами и режиссерами, а потом уже гримерами или бригадирами по свету. Но редкие кинопрофессии ценятся сейчас не менее высоко. Многие из них - просто дефицитные. В качестве вознаграждения самые одаренные ребята киношколы ездят в киноэкспедиции и снимают свое маленькое кино. Как рассказала на открытии выставки генеральный директор Киностудии им. Горького Юлиана Слащева, большой спрос слушателей сегодня на курсе по озвучке мультфильмов и курсе отрисовки эскизов и комиксов.