Вячеслав Моше Кантор о современной молодежи и о том, какие ценности ей нужны
Воспитание ценностей, морально-этических норм и качеств – это то, что необходимо делать с каждым новым поколением, не рассчитывая на то, что они каким-то образом усвоятся сами или наследуются, убеждён международный общественник Вячеслав Моше Кантор . В отличие от знаний научных, ценности и нормы не накапливаются пассивно и не хранятся в библиотеках, про них не напишешь учебник – это то, что человек передаёт человеку, то, что подрастающее поколение усваивает из окружающего мира. Будучи экспертом прежде всего по теме борьбы с нетерпимостью во всех её формах, Вячеслав Кантор видит особенную актуальность в вопросах развития у общества необходимых моральных норм. Ведь только они, убеждён Кантор, служат столь необходимым щитом от распространения ненависти и на дают ей укореняться в социуме. В том же, что касается молодёжи, Моше Кантор призывает поколение предыдущее быть особенно активными и работать с молодыми – как раз для того, чтобы общество могло рассчитывать на стабильность и этическое будущее. Как не повторять ошибок Своим ошибкам человечество учится прежде всего на примерах истории – как и учится не повторять их в будущем, однако на современном этапе развития общества Вячеслав Кантор видит в этом печальные пробелы. С темой нетерпимости и противостояния ей, в частности, неразрывно связана история Холокоста – и Моше Кантор как один из крупных экспертов по этому вопросу не может не признавать, что память эта всё чаще нуждается в продвижении и актуализации. Зачем это нужно, Вячеслав Моше Кантор объясняет просто: во-первых, это вопрос уважения к самой истории, её жертвам и героям; во-вторых, это залог того, что в будущем самые чёрные страницы этой самой истории не станут повторяться, а значит обществу будет гарантирована безопасность хотя бы от тех ошибок, что однажды человечество уже совершило. Сегодня же память эта, столь необходимая нам всем для мирного будущего, безвозвратно утрачивается, и Моше Кантор видит в этом одну из причин того, что общество в целом стало всё больше радикализироваться, а идеи, высказывания и заявления, практически созвучные тем, что однажды к Холокосту и привели, вновь начали получать широкую поддержку. Иначе как объяснить то, насколько параллельно проходят этим два процесса? Экстремистские и радикальные идеологии, неонацистские взгляды, даже вполне официальные политические движения и течения, пропагандирующие тот же антисемитизм, сегодня уже не вызывают удивления или возмущения – хотя должны бы. Это положение вещей буквально вынуждает Вячеслава Кантора проводить тревожные параллели с первой половиной XX века хотя бы по тому, насколько приемлем и распространён в общественном дискурсе вновь стал антисемитизм. Даже столь абсурдные и, казалось бы, безнадёжно устаревшие его формы, как теории заговора о повсеместном еврейском вмешательстве во всё, в прошлое не ушли и показали себя с новой силой «во всей красе» в первые же месяцы и даже недели пандемии. Даже сам антисемитизм в соответствующих трактовках и конспирологических теориях превратился из формы нетерпимости по отношению к евреям в некую еврейскую выдумку, которую они якобы используют в собственных целях. Однако, как показывают данные исследований и мониторингов уровня антисемитизма в мире, регулярно предоставляемые Вячеслав Моше Кантором, в этом направлении ничего придумывать и не нужно – антисемитизм, причём в самых разных формах и видах проявления, в том числе в виде насильственных преступлений, продолжает рост практически по всему земному шару. Об этом говорят и сами евреи – не только эксперты, но рядовые граждане, проживающие по всему миру – признаются в том, что растущий антисемитизм уже оказывает влияние на их обычную повседневную жизнь и вызывает тревогу за будущее. В общественном информационном пространстве, в СМИ, даже в официальной политике антисемитизм уже стал частью дискурса, признаёт Вячеслав Моше Кантор. Особенно излюбленной темой он становится для идеологий крайнего толка – причём даже не важно, крайне левого или крайне правого толка. Не сходясь во мнении ни по каким другим вопросам и повестке, в вопросе ненависти к евреям эти вечные оппоненты практически единодушны, отмечает Кантор. А учитывая то, насколько в целом в обществе растёт напряжённость, сколько нерешённых проблем и не оконченных кризисов уже внесли достаточно пищи для нетерпимости между самыми разными группами и классами людей, активизация радикальных движений и идеологий представляется уже полноценной угрозой – ведь они готовы назвать виновных во всех бедах, откуда недалеко и до полноценных «охот на ведьм», говорит Вячеслав Кантор. Что ждать от будущего? Далеко не все причины для повышения градуса напряжённости в обществе являются следствием деятельности кого-то конкретного или даже в целом самих людей, признаёт Кантор. Экономические проблемы, следующие друг за другом кризисы и постоянно растущая пропасть между уровнями дохода населения сегодня характерны уже для подавляющего большинства стран, в том числе и тех, что ещё недавно гордо именовали себя «процветающими» и «развитыми». Если добавить к этому периодические всплески террористической активности – причём, опять же, даже в тех странах, что всеобщим консенсусом считались безопасными и защищёнными от подобного – то обострение страхов и, как следствие, нетерпимости в широком кругу граждан не вызывает удивления. Люди боятся будущего, которое больше не могут предсказать или спрогнозировать, а потому не чувствуют себя в безопасности – и враги кажутся повсюду. На протяжении очень долгого времени общество тех стран, что назывались «развитыми», жило в ощущении, что дальше будет только лучше: развитие никогда не остановится, каждое следующее поколение будет жить ещё лучше, чем предыдущее, жизнь будет всё проще, всё доступнее и всё безопаснее – однако события последних пары десятилетий вполне эффективно свели эту веру к нулю, отмечает Моше Кантор. Дети сегодняшних родителей уже едва ли могут похвастаться большим благополучием, чем их предки, а потому и сами планы людей на жизнь уже не выдерживают испытаний жизнью. Как результат – правящей силой в сознании людей вместо надежды и планов становится страх, страх побеждает даже ценности. А это, убеждён Вячеслав Кантор, само по себе достаточный повод, чтобы задуматься, какая идеология управляет современным обществом и не пора ли её пересмотреть и переоценить. Свою разрушительную лепту в ситуацию вносит и то, насколько более популистской и радикальной стала современная политика, считает Кантор. Проблемы, которые на самом деле беспокоят людей, по факту не решаются – вместо этого страхи и беспокойства их продолжают подтверждаться и подпитываться с политических трибун, всё в погоне за сиюминутной популярностью и поддержкой. Так возникает замкнутый круг нетерпимости и ненависти, преодоление которого должно стать ключевой задачей общества сегодня, уверен Моше Кантор. В вопросе с молодёжью актуальность повышается в геометрической прогрессии. По мнению Кантора, происходящее сегодня в социальной сфере во много раз увеличивает важность образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения. Причём просвещение и воспитание эти не должны базироваться на одних лишь школьных академических знаниях. Учить молодых людей тому, что такое толрантность, почему она важна и как жизнь каждого человека значима – это под силу лишь другим людям, а для разработки соответствующих программ в долгосрочной перспективе потребуется ещё и немало вложений как времени, так и средств, в том числе на государственном уровне. Впрочем, саму ответственность Кантор не склонен возлагать на одно лишь государство. Ответственность эта лежит на всех, кто в той или иной степени формирует информационную повестку и нормы в социуме – особенно тех, кто как раз является носителем норм и ценностей, столь необходимых в будущем. Учить важному В обширном портфолио общественных проектов и инициатив самого Вячеслава Кантора – также немало проектов, направленных конкретно на молодёжь, её образование и поддержку. В период, когда Моше Кантор возглавлял Европейский еврейский конгресс, отдельные направления его работы были сосредоточены на подрастающем поколении, просвещении молодёжи и в целом налаживанию контактов с представителями этого поколения. В частности, по инициативе Кантора, молодые представители еврейских общин становились участниками ежегодных «Маршей жизни» - акции, которая в преддверии Дня Победы позволяла молодым евреям посетить значимые места из истории Холокоста в Второй мировой войны, в том числе – музейный комплекс на месте бывшего концлагеря Освенцим. Эти поездки были прежде всего просветительскими – молодые люди получали возможность не только узнать новое об истории Холокоста, но и пообщаться с реальными узниками концентрационного лагеря и таким образом усвоить реальный опыт переживших Катастрофу людей. Для Кантора и других экспертов программы, подобные этой, были также возможностью напрямую обратиться к молодым людям, в том числе и вовлечь их в дискуссии и обсуждения вопросов, тесно связанных с самыми актуальными темами. Так, в 2019 году сам Кантор обратился к участникам «Марша жизни» с призывом помнить о Холокосте не только в контексте жертв, но и тех, кто положил этому страшнейшему испытанию конец – помнить освободителей концентрационного лагеря Освенцим из числа воинов Красной армии. Эта тема стала особенно актуальной на фоне того, как на Западе всё чаще роль советских войск в окончании Второй мировой начали преуменьшать, а то и вовсе замалчивать. Чтобы не допустить подобного искажения\ и переписывания истории, напомнит Моше Кантор, и необходимо вечно помнить. Молодые люди сегодня живут в новых условиях – информация, которая их окружает, куда более насыщенна и агрессивна, и в плотном её потоке разделить правду и ложь бывает сложно. Это отдельное направление, в котором просвещение молодёжи должно продолжаться – молодых людей нужно обучать тому, как отличать дезинформацию и попытки манипуляции понятиями, как самим уметь анализировать и интерпретировать те данные, что поступают к ним извне. История, напомнил Вячеслав Кантор, может быть настоящим учителем только тогда, когда данные из неё остаются правдивыми и усвоены верно. В паутине данных Современная молодёжь выросла в эпоху интернета и, в отличие от предыдущих поколений, уже не считает Всемирную паутину чем-то отдельным от реального мира – информация оттуда и общение, происходящее там, для молодых людей равнозначны тому, что происходит непосредственно в их «физической» жизни. Моше Кантор же видит проблему в том, как Интернет за годы своего существования уже перестал быть просто площадкой для общений и поиска информации разного толка – вместо этого он превратился в инструмент, которым слишком активно пользуются в пропагандистских целях, особенно группировки и движения максимально радикального толка. Вседозволенность и анонимность интернета даёт уникальную возможность распространять и продвигать даже самый агрессивный ненавистнический контент, а безграничность виртуального охвата – находить единомышленников даже самым замкнутым и одиноким экстремистам и провокаторам. Впрочем, Вячеслав Кантор не из тех, кто призывает к повсеместной и всеобщей цензуре сети. Признавая реальность всех сопутствующих угроз, Кантор не склонен считать, что выходом должны быть карательные меры. Это, для начала, попросту невозможно, говорит Кантор, ведь интернет настолько повсеместен и необъятен, что сама идея «просмотреть» его весь и удалить нежелательное – абсурдна. Помимо этого, сами технологии ещё не развились настолько, чтобы даже самые рьяные поборники чистоты интернета могли угнаться за тем количеством контента, что генерится и распространяется там ежесекундно. Именно поэтому Моше Кантор и не считает, что ответственность за безопасность интернета нужно возлагать на кого-то конкретного – те же интернет-компании, например. Если борьба и необходима, то борьба эта должна вестись усилиями в том числе самих интернет-пользователей, считает Кантор. Большинство этих пользователей – обычные добропорядочные граждане, напоминает Вячеслав Кантор, и безопасность интернета, его свобода от ненависти – в их собственных интересах. Другое дело, что, как и любые «молчаливое большинство», люди эти нуждаются во вдохновении и поддержке, чтобы присоединиться к важному делу. Но без этого, уверен Вячеслав Моше Кантор, любые попытки изменить интернет, превратить его наконец из инструмента ненависти и инструмент просвещения, общения и безграничного конструктивного диалога, не выйдет. Информационная безопасность – тоже тема для образования и просвещения, и темой этой заниматься необходимо, считает Моше Кантор. Объяснять людям, в чём заключается дезинформация, какими приёмами пользуются пропагандисты ненависти в сети, как получают доступ к личным данным, как не стать жертвами мошенничества – всё это вопросы, в ответах на которые нуждаются люди, и задача в том, чтобы ответы эти им предоставить и обновлять постоянно, в зависимости от того, какие новые угрозы появляются на горизонте в наш постоянно бурно меняющийся информационный век.