Войти в почту

В "Балтийском доме" поставили чеховскую "Попрыгунью"

Театр-фестиваль "Балтийский дом" выпустил новый спектакль - "Попрыгунья" по мотивам одноименного рассказа А.П. Чехова.

В "Балтийском доме" поставили чеховскую "Попрыгунью"
© Российская Газета

Это второе обращение творческой команды - режиссера Александры Мамкаевой, автора пьесы Виктора Бугакова и художника Ирины Бирули - к чеховским рассказам. В 2021 году вышел спектакль "Душечка". В центре "Попрыгуньи" - снова женщина, но уже совсем иная. Название ассоциируется с басней о попрыгунье-стрекозе.

Ольга Ивановна (актриса Анастасия Подосинникова) - молодая легкомысленная особа. Ее окружает богема: артисты, художники, литераторы. Они весело проводят время: играют в рифмы, почту, фанты, карты. Сочиняют пьесы. Музицируют. Занимаются живописью. Ходят в театры, на выставки. Она то и дело меняет наряды, кружит головы мужчинам. Заводит роман с молодым художником Рябовским (артист Александр Муравицкий). Но быстро надоедает ему - он увлекается другой. Супруг Ольги Осип Степаныч Дымов, врач (артист Александр Плаксин), кажется ей на фоне ярких знаменитостей человеком скучным и непримечательным, "обыкновенным". У него - "земная" профессия. У нее - неземная жизнь. Если сначала она говорит о муже: "Дымов, милый Дымов! Редкий, необыкновенный человек. Такой добрый и великодушный", то вскоре: "Он гнетет меня своим великодушием". И "прозевала" Попрыгунья этого замечательного человека. Заразившись от больного дифтеритом, Дымов умирает.

В финале спектакля врач Коростелев (заслуженный артист России Анатолий Дубанов), коллега Дымова, с горечью произносит: "Боже мой, что за люди!" "У нас были разные варианты финала, но все они ставили какую-то точку, а эта фраза звучит как многоточие", - считает режиссер.

Роскошные костюмы из давно минувшего века (прекрасная работа художника Марии Седых), музыка, стилизованная под те далекие времена, теневой театр…Красивый получился спектакль, любители классики наверняка примут его хорошо.

Следующие показы - 16 и 30 января.

Прямая речь

Александра Мамкаева, режиссер спектакля:

Какие темы волновали вас в рассказе "Попрыгунья"?

Александра Мамкаева: Основное, над чем хотелось поразмышлять: что есть настоящая любовь, какова ее природа, почему порой не замечается что-то очень важное, настоящее, а сиюминутное, проходящее вдруг становится чем-то значительным, про самообман, про то, что любовь - очень хрупкая материя. Процитирую Чехова: "До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что "тайна сия велика есть", все же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и оставались неразрешенными".

Правда, что вы собирались сделать чеховский "триптих"?

Александра Мамкаева: Триптих - это моя мечта: "Душечка", "Попрыгунья" и заключительная часть - "Анна на шее". Мне кажется, что это любопытный эксперимент - выбрать трех совершенно разных чеховских героинь и объединить их в одну историю, убеждена, что их будет что-то объединять, помимо того, что они женщины.

Анастасия Подосинникова (Попрыгунья):

Какие великолепные костюмы у Попрыгуньи, она то и дело меняет их!

Анастасия Подосинникова: Да. В спектакле я переодеваюсь пять раз. А еще у моей героини всегда что-то на голове: перья, кисти, веночек из цветов, диадема, шляпы. Такое нагромождение нарядов, украшений и головных уборов не случайно - наша Попрыгунья много внимания уделяет внешнему проявлению себя. Она "многослойна". Когда в конце ее мир переворачивается с ног на голову, мы видим человека, с которого слетела вся напускная, внешняя "мишура". Финальное минималистичное красное платье, отсутствие украшений и головных уборов, распущенные волосы - всё это является дополнительным художественным средством, помогающим зрителю понять, что мир Ольги Дымовой уже никогда не будет прежним.

Прежде вы играли чеховских героинь? Может, в институте?

Анастасия Подосинникова: Вы знаете, нет! Мне доставался Шукшин, "Пойти и не вернуться" Василия Быкова, "Живи и помни" Валентина Распутина. Или Лисистрата - женщина, остановившая войну. В основном, я играла основательных, сильных девушек. А еще переиграла всех мам своих однокурсников в этюдах "Случаи из жизни".

Хотели бы сыграть и Душечку?

Анастасия Подосинникова: Саша Мамкаева - одна из моих любимых режиссеров. Я уже играю в двух ее детских спектаклях -Красную Шапочку и Синеглазку из "Путешествия Незнайки и его друзей". С удовольствием приму участие в любой ее постановке. "Душечка" - не исключение.

Справка "РГ"

Александра Мамкаева в 2013 году окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (мастерская А. А. Праудина) и была принята в труппу Театра-фестиваля "Балтийский дом". Сейчас ее можно увидеть в спектаклях: "Девчата", "Анна Каренина", "НеПлохие парни".

Режиссерские работы в "Балтийском доме": "Путешествие Незнайки и его друзей", "Красная Шапочка", "От хобота до хвоста: правило слона", "Ох, уж эти страхи", "Путешествие Незнайки и его друзей", "Душечка", "Попрыгунья".

В театре "Цехъ" выпустила спектакли "Птичка в бочке", "Сказки народов мира".