В книге Михаила Дымова «Дети пишут Богу» имеется следующий вопрос Богу ученика 4 класса Радика: «Люди так страдают на земле. Неужели в Твоем аду еще хуже?»

Вопрос о важном
© Вечерняя Москва

Конечно, хуже. Об этом говорит Евангелие и святые отцы. В аду — плач и скрежет зубовный (см. Мф. 25:46), там не будет никому успокоения ни днем, ни ночью.

На земле, люди хотя и страдают, но есть возможность выбрать внутреннее отношение к переносимым здесь скорбям. Многие святые испытывали в жизни физические страдания, тяжелейшие мучения, однако, благодарили Бога, потому что они чувствовали Его поддержку.

Когда во время II Мировой войны святитель Николай Велимирович вместе с Сербским патриархом Гавриилом был в узах в концлагере Дахау (с 14 сентября 1944 г. по 8 мая 1945 г.), его один из надзирателей спросил: «Неужели после всего того, что ты претерпел, ты веришь в Бога?» Святитель Николай сказал: «Теперь не верю». Надзиратель усмехнулся, а святитель добавил: «Теперь знаю, что Он есть». Позднее, уже после освобождения, он неоднократно вспоминал годы, проведенные в заключении, и говорил, что никогда Бог не был к нему так близок, как в концлагере.

Те страдания, которые люди испытывают на земле, можно компенсировать пониманием того, что, несмотря ни на что, Бог — с нами, Бог любит нас. И все наши испытания не случайны. Бог попускает их нам для нашего духовного возмужания. Все они временны и исключительно нам на пользу. В обстоятельствах своей жизни человек, если того желает, учится любить Бога, постигать Его промысел о себе, доверять Богу.

Если здесь, на земле, возможно это приобрести, то в аду — уже невозможно.

Пребывать в аду будут те существа, которые отвергли Бога, равнодушны к Нему или Его ненавидят. Поэтому Бог удаляется от них. Это означает, что Бог, Который «иже везде сый и вся исполняяй», по Своей милости, в аду будет присутствовать минимально. Но для тех, кто будет в аду, и минимальное присутствие Божие будет мучительным состоянием. Потому что внутри себя человек будет лишен Бога — источника блага и любви. Причем, будет лишен навечно. Сам, по своей воле, человек приведет себя в такое состояние, проживая свою земную жизнь без Бога.

Если бы человек был с Богом, он бы не мучился присутствием Божиим, а наоборот, радовался бы Ему. Но человек не научился на земле быть с Богом, и присутствие Божие будет для него тягостно, а может быть и ненавистно. Ибо сияние Божией святости будет обличать душу человеческую, наполненную эгоизмом и другими нераскаянными страстями.

Но в аду, ничего кроме Бога не будет. Все те страдания, образно написанные на фресках: котлы с грешниками, черти с кочергами и орудиями пыток, змеи, обвивающие тела грешников и прочее — это только образы того мучения, в котором будут пребывать обитатели ада. Никаких котлов и прочего там, конечно, не будет. Мучение грешников в аду будет оттого, что Бог будет там присутствовать. И сознание того, что Бог ими был отвергнут.

В этом мучительном пребывании, когда «по-всякому — плохо», уже ничего нельзя будет поменять. Все возможности что-то поменять предоставлены до этого — в дни земной жизни. В аду будут те, кто точно определился в своем выборе, что Бог им — не нужен. Не будет такого, что они в какой-то момент раскаялись бы: «Эх, мне бы обратно на землю, я бы по-другому жил: туда бы не пошел, то бы не сделал, тут бы чужое не тронул, помог бы тому и другому». У них не будет таких раскаянных настроений, у них будет только неприятие Бога, потому что, если было бы раскаяние, Бог бы их принял. Но будет только ожесточение сердца, а не раскаяние. Такая жуткая картина. Не дай Бог оказаться в этой реальности — вне Бога.