Войти в почту

Лисица без ошейника и муравьед на арене. Как Владимир Дуров стал революционером в дрессуре животных

В этом году 7 июля исполняется 160 лет со дня рождения великого русского дрессировщика и циркового артиста Владимира Дурова, основателя театра "Уголок дедушки Дурова" и целой династии дрессировщиков. Жизнь Дурова была полна удивительных сюжетов - неустанная работа, оглушительный успех, постоянные гастроли. Но главное - большая и искренняя любовь к животным.

Лисица без ошейника и муравьед на арене. Как Владимир Дуров стал революционером в дрессуре животных
© Российская Газета

Пошел характером в прабабушку

Владимир Леонидович Дуров родился в дворянской семье. Мальчик рано потерял родителей и вместе с братом Анатолием стал жить у крестного отца - Николая Захарова. Опекун мальчиков готовил детей к военной службе, но ни Владимир, ни Анатолий не собирались примерять погоны и кокарды. Им больше по душе были трико цирковых артистов.

Оба юноши, прервав обучение, начинают колесить по огромной Российской империи в составах разных цирковых трупп. Кто знает, может быть, своим свободолюбивым характером Владимир Дуров пошел в дальнюю родственницу, участницу Отечественной войны 1812 года - девицу-гусара Надежду Дурову.

Экскурсовод музея театра "Уголок дедушки Дурова" Людмила Попенко, однако, подчеркивает, что родство Владимира Дурова и легендарной воительницы никак не доказано:

- Хотя версия о родстве Дуровых с Надеждой Андреевной и существует, она не подтверждена документами. Но в семье Дуровых из поколения в поколение передавалась легенда о родстве с Надеждой Андреевной Дуровой. Если это правда, то Владимиру Леонидовичу она приходилась двоюродной прабабушкой.

Рассорился с братом

Владимир и Анатолий Дуровы долгое время делили радости и невзгоды циркового ремесла, выступая вместе, однако со временем стали множиться слухи о ссоре братьев. Версии были самые разные - некоторые даже поговаривали о том, что все дело в женщине. И действительно, вскоре братья начали выступать порознь.

"Нельзя сказать, что между братьями была настоящая ссора, - считает Людмила Попенко. - Братья начинали вместе как сатирики, а потом их творческие пути разошлись. Владимир Леонидович, который всегда очень любил животных, постепенно перешел к дрессировке. Анатолий Леонидович тоже выступал с животными, но сам их не дрессировал - он покупал уже подготовленных зверей. А небольшие конфликты между братьями были очень выгодны владельцам цирков. Если бы Дуровы работали вместе, то и цирковые магнаты собирали бы в два раза меньше денег, поэтому хозяева цирков сеяли распри в отношениях братьев, настраивали их друг против друга".

Фото: РИА Новости

Дуров-революционер

Владимир Дуров стал настоящим революционером в области дрессировки животных. Если до этого очень часто несчастных четвероногих артистов в цирках безжалостно били и содержали в клетках, то Дуров полностью отказался от жестокости в пользу долгой и планомерной работы с животными. В основу его метода дрессировки лег принцип "трех Л": любовь, ласка и лакомство.

"У меня звери не просто живут, а учатся. Я их обучаю разным вещам, чтобы они могли выступать в цирке. При этом я и сам изучаю зверей. Так мы учимся друг у друга", - писал дрессировщик в книге воспоминаний "Мои звери".

Известно, что Владимир Дуров работал с более чем 50 видами животных, но никогда не дрессировал крупных хищников. Не потому что боялся - просто их пришлось бы держать в клетке.

Людмила Попенко добавляет:

- И до Владимира Леонидовича находились дрессировщики, прибегавшие к гуманному методу дрессировки, но в этом не было никакой системы. Владимир Дуров первым собрал разрозненные сведения о таком методе, дополнил эти знания собственными открытиями в области дрессировки - все это стало основой его научного труда "Сорокалетний опыт дрессировки животных". И если до Дурова дрессировщики старались скрыть свои методы, то Владимир Леонидович сделал их общим достоянием.

Учил морских львов служить в армии

В годы Первой мировой войны Владимир Леонидович, уже будучи известным артистом и признанным мастером дрессировки, занялся амбициозным и передовым на тот момент делом. Он принялся готовить морских львов для нужд армии. Животные должны были научиться устанавливать мины на днище вражеского корабля, искать затонувшие предметы.

Однако морские львы внезапно и таинственно погибли, а все отчеты дрессировщика пропали. Наступившая революция лишь сильнее осложнила дальнейшее развитие проекта - поэтому Владимир Дуров переключился на работу в цирке.

Фото: РИА Новости

Подсказал Чехову идею известного рассказа

Среди друзей Владимира Дурова было много виднейших ученых и литераторов своего времени. Частыми гостями в доме на Божедомке были и Александр Куприн, и Федор Шаляпин, и Василий Качалов. Дружил дрессировщик и с Антоном Павловичем Чеховым. В разговорах с литератором Владимир Дуров наверняка не раз упоминал одну из первых своих "актрис" - собачку Каштанку, с которой он во времена молодости путешествовал по губернским городам.

"Владимир Дуров не просто подал Чехову идею "Каштанки", - отмечает Людмила Попенко. - Все, что написано в рассказе - чистая правда, кроме финала. Владимир Леонидович очень не хотел расставаться с Каштанкой, которая оказалась удивительно талантливой собачкой. На суде Владимир Дуров предложил бывшему хозяину животного некоторую сумму денег. Хозяин согласился, но сумму посчитал маленькой и принялся торговаться. Судья, ставший свидетелем такого поведения хозяина собаки, решил, что судьба животного того совсем не волнует, и своим решением передал Каштанку Владимиру Дурову".

Пытался доказать существование телекинеза

Владимир Дуров еще в юности проявлял недюжинное усердие в деле самообразования, интересуясь не только сугубо прикладными аспектами дрессировки. Дуров посещал университетские занятия в качестве вольного слушателя, чтобы больше узнать об особенностях живых организмов. Особенно занимали Владимира Дурова тайны мозговой деятельности. Известно, что дрессировщик ставил множество экспериментов, стараясь доказать наличие, по его выражению, "биологической радиосвязи".

Помогали артисту в деле научных изысканий видные ученые своего времени - Владимир Бехтерев, Иван Павлов и Бернард Кажинский. Во многом гуманный метод дрессировки Дурова был основан на теории условных и безусловных рефлексов первого русского нобелиата - академика Павлова.

Подружился с муравьедом и приручил лисицу

Владимир Дуров работал с самыми разнообразными животными. Он мог подружиться и с мышью, и со слоном. И иногда Владимиру Дурову удавалось сделать невозможное. Об этом рассказывает Людмила Попенко:

"Владимир Дуров первым представил публике номер с муравьедом! У этого животного очень слабо развит мозг, и до Дурова дрессировщики считали, что муравьеда ничему невозможно научить. Владимир Леонидович, используя анатомическое строение и повадки животного, научил муравьеда держать ружье в передних лапах, лазить по лестнице!"

Также Владимир Дуров первым в мире вывел лисицу, очень упрямого и своенравного зверя, на сцену без ошейника. После этого артист сказал: "Теперь я могу дрессировать любое животное".

Основал театр

Владимир Дуров долго хотел перебраться со всеми своими животными в большое и просторное помещение, где было бы можно с удобством давать представления. И в 1908 году находится подходящий вариант - на московской улице Божедомке стоял никому не нужный особняк. Дом был построен архитектором Августом Вебером для своей супруги, но женщина не стала там жить, и дом переходил из рук в руки пока его не приобрел Владимир Дуров.

- Особняк не строился для содержания животных, и уж тем более для цирковых выступлений, а Дуров привез с собой девять товарных вагонов разнообразных зверей! - подчеркивает Людмила Попенко. - Поэтому 4 года здание перестраивали, и только 1912 году Дедушка Дуров открыл свой уголок. Несмотря на внушительные размеры театра, сам Владимир Леонидович проживал со своей семьей в нескольких комнатках, которые от всей площади особняка составляли маленький уголок.

В 1927 году в ознаменование 50-летия артистической деятельности Дурова улица Божедомка была переименована в честь дрессировщика, а сам Владимир Леонидович стал первым цирковым деятелем, удостоенным звания заслуженного артиста РСФСР.