В Казани выставили сценические костюмы Федора Шаляпина
В Казани открылась выставка "Шаляпин - 3 Т: труд, творчество, талант и... вдохновенье". Это совместный проект Литературно-мемориального музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина с Государственным центральным театральным музеем имени Бахрушина. В экспозиции представлены сценические костюмы Федора Ивановича, живописные и скульптурные портреты артиста, эскизы декораций к его спектаклям.
Эту выставку можно назвать кульминационным событием в череде праздничных мероприятий, посвященных 150-летнему юбилею великого артиста в его родной Казани. Экскурсию для первых посетителей провела куратор выставки Светлана Семиколенова, заведующая Домом-музеем Островского - филиалом Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина.
Наше внимание она обращает на стену, где вывешены фотографии Федора Шаляпина в самых разных ролях. А в центре та, где артист обнажен по пояс.
- Я называю ее "голый Шаляпин", - с улыбкой говорит Светлана Семиколенова. - У одного из первых биографов Федора Ивановича, искусствоведа Зигфрида, есть интересные наблюдения о его фигуре и лице. Он утверждал, что Шаляпин был создан для того, чтобы носить грим, театральные костюмы и перевоплощаться. И я хотела бы подчеркнуть, что он не просто вокалист, не просто певец-бас. Это великий русский актер музыкального театра. "Свою систему писал я с Федора Шаляпина", - скажет Константин Станиславский.
Даже играя в одном и том же спектакле, при общем рисунке роли, артист никогда не повторялся. А создавать великолепные образы Шаляпину помогали лучшие художники своего времени, с которыми тот дружил. Например, на выставке можно увидеть эскиз костюма Мефистофеля к "Фаусту", сделанный Василием Поленовым, наброски декораций к опере "Садко" кисти Константина Коровина и разработку грима ассирийского царя Олоферна в опере "Юдифь" Валентина Серова.
В экспозиции можно увидеть редкие фотографии Федора Шаляпина в разных образах. Фото: Александр Эшкинин
Впрочем, что эскизы! Насколько хороши сами костюмы, будь то рубище Мельника ("Русалка") или облачение Владимира Галицкого ("Князь Игорь"). Поражают не только крой и богатство материалов, но и размеры. Рост у Шаляпина был 198 сантиметров, а размер ноги - 46-47-й. Большой артист во всех отношениях!
Окружение, безусловно, повлияло на его художественный вкус и помогло проявить новые грани его таланта. Федор Иванович начал собирать картины. На выставке представлены работы Константина Юона из его коллекции. Сам артист напишет о них своему другу Горькому так: "Очень понравились эскизы Юона к постановке "Бориса Годунова". Уговорил художника продать. Купил за 1000 рублей. Удовольствие получил на миллион".
Сам Шаляпин тоже любил рисовать. Делал это везде: в гримерке, на салфетках в ресторане. На выставке есть набросок портрета Ивана Грозного, сделанный рукой артиста.
Но, пожалуй, самый удивительный экспонат - скульптурный автопортрет Федора Ивановича. По словам Светланы Семиколеновой, идея родилась во время шутливой беседы в гостях у Гиляровского. Актер отвел одну комнату под мастерскую, принес туда глину и начал лепить собственный бюст под пристальным наблюдением московских репортеров.
Шаляпин-скульптор охотно позировал. Сохранились газетные статьи с фотографиями. Как рассказывает куратор выставки, на последнем снимке артист стоит возле скульптуры: "Вот сейчас только чубчик доделаю и все".
Лапти и валенки из опер "Русалка" и "Иван Сусанин". Размер впечатляет. Фото: Александр Эшкинин
Ну и, наконец, были у Шаляпина и литературные способности. Замечательные мемуары, оставленные им, тому подтверждение. А глава "Вдохновение и труд" из данной книги подсказала организаторам название выставки.
- В этой главе изложено творческое кредо Федора Ивановича, - поясняет Светлана Семиколенова. - Артист опровергает мнение о том, что его дар сводится к одному лишь голосу. Мол, просто Боженька его при рождении поцеловал, и он на своем таланте ехал и ехал от Казани до Парижа. Он всю жизнь жадно учился: у писателей, художников, актеров, впитывал знания как губка. За каждой новой ролью Шаляпина стоял огромный труд.