«Контрабас» в МХТ имени Чехова зазвучал по-новому

МХТ имени Чехова представил новую версию спектакля «Контрабас»: роль, которую ранее исполнял Константин Хабенский, передали Артему Волобуеву.

«Контрабас» в МХТ имени Чехова зазвучал по-новому
© BFM.RU

В первый раз я посмотрела «Контрабас» семь лет назад. В последние годы Хабенский играл его совсем редко, разве что в случаях, когда из-за болезни кого-то из коллег надо было срочно заменить спектакль. Удобно: один актер, лаконичные декорации.

Хабенский и Волобуев — очень непохожие по темпераменту — переживают трагедию музыканта на сцене совсем по-разному. Возможности одних и тех же декораций и обстоятельств каждый использует по-своему. Хабенский говорит: для него это важная этапная работа, но «контрабасить до финишной прямой» он не собирался. Решил «передать» эстафету два года назад, когда еще не был художественным руководителем МХТ:

Константин Хабенский актер, художественный руководитель МХТ имени Чехова «Я считаю, что эта площадка, спектакля «Контрабас», — очень хорошая возможность актерам попробовать себя не когда уже будет поздно, а когда самый пиковый момент: и творческий, и физический, и, не побоюсь этого слова, медийный. Артем уже через пять-десять минут будет известен, и не только театральной, но и широкой телевизионной и кинопублике. И этот момент запуска нового звучания, мне кажется, очень важен. Будут силы, будет желание, будет вдохновение. После Артема возьмет еще кто-то эту историю. Это такой трамплин и проверка актерских возможностей держать большой зрительный зал. Когда мы придумывали, я сидел, просто завидовал, как у нас совсем по-другому и намного лучше получается».

У 41-летнего Артема Волобуева не самая типичная актерская карьера: Школа-студия МХАТ для него — третье образование, сначала учился в Волгоградском техническом университете, потом в Саратовской консерватории. Сейчас он один из ведущих актеров МХТ. На мой взгляд, со сверхзадачей — показать взлет и падение маленького человека в большой музыке — Волобуев, ровесник своего героя, справляется отлично. За два часа играет на всех окружающих его предметах. А собственно на контрабасе научился в конце февраля. Спектакль для него очень энергозатратный и с моральной точки зрения, и с физической:

Артем Волобуев актер «Ключик к этому контрабасисту я нашел случайно, как это бывает, как правило, в душе. Закрытая комната, звукоизоляция. Мы в душе очень классно поем, например. Нас ничего не останавливает, мы в этот момент не думаем «фальшиво — не фальшиво», мы закрыты, мы сами с собой наедине, поэтому в этих местах мы — это именно мы и есть. Этот человек спорит с Моцартом, ругает Вагнера, уничтожает главного дирижера Государственного оркестра. В конце мы придумали — он Наполеон практически. Это если со стороны потом взглянуть, то мы на него смотрим, как в микроскоп, на этого маленького человека, а он-то там на коне. Когда даже женщина, в которую он влюблен, его не видит, он король. Я думаю, что каждый из нас наедине с собой в чем-то очень даже уверен и очень даже на высоте над всеми. В каких-то частях какой-то профессии или социального положения. А потом человек выходит из ванной комнаты, из изоляции, и его прямо лицом в стену — и больше так никто не думает, как он про себя думает».

Волобуев говорит, что постоянно обращается к конкретным пяти-шести людям в первых рядах. И это тот редкий случай сегодня, когда билеты в партер стоят до 3 тысяч рублей. Играют в субботу вечером, а дальше — 3 и 14 мая.