Войти в почту

«Арабеск», боль, Волочкова. Балет от «А» до «Я»

«Балет — это каторга в цветах», — сказала когда-то неподражаемая Фаина Раневская. Но почему каторга и почему в цветах — максимально подробно и в алфавитном порядке от «А» до «Я» рассказал бывший артист балета и колумнист WMJ.ru Полухин Дмитрий.

«Арабеск», боль, Волочкова. Балет от «А» до «Я»
© WMJ.ru

«В воздухе всегда витали слухи о нестерпимом характере и остром языке Цискаридзе»

«Растянутая одежда, грубоватые повадки и донельзя скудная речь»

«В один миг мне все стало понятно — как, кому и за что даются большие роли»

А а

«А» — «Арабеск» и Аттитюд

ARABESQUE и ATTITUDE считаются главными статичными позами в балетном искусстве. Принято полагать, что по красоте исполнения статики именно этих поз можно выявить из масс будущую солистку или приму. Если арабески и аттитюды у артистки выглядят слаженно и утонченно, то успешная карьера может случиться.

Также эти позировки являются основой практически всех танцевальных связок и сложных элементов в классическом танце.

И еще «Арабеск» — это название балетного конкурса имени величайшей балерины СССР Екатерины Максимовой.

Б б

«Б» — Боль

Становится перманентным самоощущением еще с момента начала обучения элегантнейшему из искусств и сопровождает танцовщиков до самого конца карьеры. Как говорят в профессии: «Если у тебя что-то болит, значит, ты живой, поэтому плохо, когда у тебя ничего не болит».

Боли в мышцах от тяжелых физических нагрузок, боли в суставах от неестественных положений тела в классическом танце, стертые «в мясо» пальцы на ногах от ношения пуант — все это и много другое более чем привычно для любой артистки балета.

В в

«В» — Волочкова

И пусть Анастасия уже давно перекочевала из повестки телеканала «Культура» в репортажи «Пусть говорят», в коллективном сознании россиян она все же крепко укоренилась в статусе величайшей примы-балерины. Так это или нет — ответить едва ли возможно. Да, сейчас, очевидно, творческая деятельность Волочковой граничит с провинциальной самодеятельностью, но не стоит обесценивать заслуги прошлых лет, среди которых и ведущие партии на главных сценах страны — Мариинского и Большого театров, Парижской оперы и Лондонского Ковент Гардена. Так или иначе Анастасия — фигура значимая и скандальная и наследие в истории отечественного балета оставила точно.

Анастасия Волочкова, 2003

Г г

«Г» — Гейноры

Балетная обувь, когда-то сделавшая революцию в индустрии. В отличие от традиционных гипсовых пуант, пластиковые гейноры служат гораздо дольше и поддаются множествам манипуляций — стирке в машинке, реставрации и даже покраске.

Если раньше пары балетных туфель могло хватить в лучшем случае на месяц, а иногда и едва на одно выступление, то теперь балерины могут с одной парой гейноров работать весь сезон, и даже не один.

Д д

«Д» — Диадема

Диадема — та же тиара, украшает голову исполнительницы почти любой главной партии в классических балетных постановках. В зависимости от ролей в разные диадемы могут быть интегрированы разные аксессуары: перья, большие звезды, вуали и другие атрибуты, раскрывающие характер роли.

Е е

«Е» — Единство

Для артистов кордебалета и корифеев — главное качество. Буквально единое дыхание должно быть, чтобы исполнять движения танца максимально синхронно — едино как один живой организм. Этому учат еще в школе, так как каждый танцовщик, даже если он или она явный премьер или прима, обязательно проходят в театрах стадию карьеры артистов кордебалета.

Ж ж

«Ж» — «Жизель»

Ключевой спектакль эпохи романтизма, поставленный в 1841 году в Париже на музыку композитора Адольфа Адана.

Наличие в послужном списке станцованной постановки и, в частности, исполнения главной одноименной женской партии является весомой регалией. Роль, помимо того, что сложна технически, еще и большая драматургическая работа. Солистке, исполняющей Жизель, придется сыграть сцену потери рассудка, смерть, и далее — дух, парящий в потаенных дремучих лесах.

З з

«З» — Зал

Балетный зал с технической точки зрения устроен особым образом: обязательно должно быть амортизирующее половое оснащение, покрытое специальным линолеумом, в пространстве должно быть максимально много естественного дневного света, зеркал в полный рост, которые повешены напротив стены с балетными станками. Также в балетном зале должен непременно стоять музыкальный инструмент — рояль или фортепиано. Помимо технического регламента, в театрах, академиях действует особая иерархия: чем статуснее артист или ученик, тем ближе к центру станка его место. Таким образом, самый способный ученик всегда стоит в центре станка, так же как примы и премьеры в театре.

И и

«И» — Идеал

По сути, вся профессия артиста балета не что иное, как ежедневные попытки приблизиться к идеалу исполнения. Это догма закладывается юным профессионалам еще в учебных заведениях. «Сегодня ты должен стать лучше, чем был вчера, а завтра ты должен быть уже лучше, чем ты был сегодня». Поэтому отчасти образы выдающихся артистов эпох идеализированы в обществе — это их бессознательный посыл — быть идеальными во всем, от танцев на сцене до позы, в которой они сидят по пути домой в общественном транспорте.

К к

«К» — Класс

Ежедневный ритуал, который повторяется несмотря ни на что.

Балетный класс состоит из нескольких разделов: упражнения у станка, упражнения на центре зала, прыжки, а еще девушки делают «пальцевый» экзерсис на пуантах.

Если в академии класс — это святая святых, самая главная дисциплина, то в театре класс несет в себе функцию приведения тела «в порядок» и настройку организма к дальнейшей работе —репетициям или спектаклям.

Л л

«Л» — Лиф

Верхняя часть практически любого женского балетного костюма, будь то пачка, хитон, или любой другой костюм.

Технология кроя лифа очень сложная, так как он должен как влитой сидеть на артистке, при этом не сковывать движения.

Поэтому количество примерок перед финальным сшитием лифа может доходить до десяти штук.

М м

«М» — Мейкап

Если подойти к любому артисту в кулисах перед выходом на сцену, то непривыкший к экстриму обыватель может испугаться, так как гримм у артистов при ближайшем рассмотрении максимально утрирован. И для этого есть причины: сцены и пространства оперных театров намного больше и шире, чем, например, в художественных и драматических театрах, соответственно, зрители располагаются дальше от сцены, и артисты практически рисуют себе новые лица, с утрированно большими глазами, чтобы их можно было увидеть людям, сидящим в зале.

Читайте также:

«Стекла в пуанты — уже неактуально и зашкварно» Танцор о том, как балерины устраняют конкуренток

Фото:Pexels / cottonbro, Budgeron Bach, Anastasia Shuraeva, Global Look Press / Natalya Loginova / Russian Look, кадры из фильмов «Девочка», «Лебединое озеро», «Жизель» и «Черный лебедь»