Собчак как показатель стагнации жанра интервью на YouTube

В гости к Собчак пришла Авдотья Смирнова, традиционно праволиберальная журналистка и режиссер, жена Анатолия Чубайса. Казалось бы, старая знакомая Ксении Анатольевны. Увидев хронометраж видео (практически 2,5 часа), мы понадеялись на дружеский, интеллектуальный, глубокий разговор. О современной деятельности Авдотьи Смирновой слышно мало, в обсуждениях зрители признавались, что в интервью Собчак услышали это имя впервые.

Собчак как показатель стагнации жанра интервью на YouTube
© Слово и Дело

Собчак, осознавая возраст собственной аудитории (в основном, это молодые либерально настроенные люди), могла бы по-новому раскрыть свою гостью. Впрочем, Ксения Анатольевна действительно раскрыла Авдотью — но с такой стороны, которую зрители отказались уважать.

«Сижу в своем убитом умирающем городишке на Урале и страшно радуюсь, что они, элита, такие порядочные, честные и надежные друг для друга... Слеза умиления...» — написала зрительница канала Собчак.

«Послушав эту Авдотью, понимаешь, что может и прав был Ленин в своем определении интеллигенции».

Итак, о чем же выпуск. В разговоре с Авдотьей Ксения в очередной раз стала разбираться в прошлом героини. О работе Авдотьи Смирновой спичрайтером и сотрудничестве с «Союзом правых сил» в девяностые, об отношениях с мужем — Анатолием Чубайсом, о новой режиссерской работе «Вертинский», о старых друзьях, об оппозиции.

Однако, как и во многих предыдущих интервью, Ксения Анатольевна, кажется, совсем забывала о госте. Собчак активно «гнет свою линию», заставляет собеседника сказать то, что ей хочется услышать, постоянно спорит и навязывает собственную позицию. Вместо того, чтобы раскрыть человека.

Вот и сейчас. Можно как угодно относиться к политическим взглядам Авдотьи Смирновой. Она уже давно нашла свое место под солнцем, разобралась со своими взглядами, приняла верные для себя решения. Очевидно, что она не хочет обсуждать с Ксенией вопрос о расследовании убийства Бориса Немцова, не хочет касаться карьеры Сергея Кириенко. У нее на это есть причины — в конце концов, она находится довольно близко к правящим кругам и не может себе позволить публично обсуждать и высказывать оценку по отношению к человеку власти, коим сегодня является Кириенко. Но Собчак гнет. Видно, что Смирновой уже скучно вновь и вновь возвращаться к теме Кириенко. Но Собчак не отступает.

Удивительно, что из талантливого интервьюера Ксения Анатольевна превратилась в прямую пропагандистскую машину — прямо-таки в броневик. Странно, что после интервью с психологом Вероникой Степановой, которое она также провалила, Собчак не сделала никаких выводов. Вероника Степанова отмечала, что разговор с журналисткой получился «душным». И эта «духота» переходит из одного разговора в другой.

Не стесняется Ксения и собственного невежества: «Мы помним лозунги 1917 года: «Фабрики — рабочим, земля — колхозам». Ксения Анатольевна заигралась в войну с левой повесткой настолько, что забыла, с чем на самом деле борется.

Собчак зачем-то продолжает играть на имени отца. И это давно не похоже на стремление «достигнуть его величия», как журналистка признавалась психологу. В интервью с Авдотьей Смирновой это было скорее желание «отметиться»: «Смотрите, мой отец тоже строил «новую» Россию в девяностые! Его друзья — это и мои друзья. Я помню восьмидесятые и девяностые из рассказов родителей». Однако перед журналистской сидит человек, который действительно делал новую страну (хорошо или плохо — отдельный разговор). И этому человеку скучно.

В этом и раскрывается кризис жанра, который когда-то стал популярным. Из разговора по душам он превратился в откровенную праволиберальную пропаганду. Гости ходят между ними по кругу. И каждый пытается упрекнуть интервьюируемого в том, что он не прав.

То же самое мы видим и у Ирины Шихман, и у Юрия Дудя. Одинаковые гости, одинаковые вопросы, даже реклама одинаковая. Насколько разительно их работа отличается от интервью той же Екатерины Гордеевой, которой удается по-человечески раскрыть самого закрытого и сложного гостя.

Во что преобразуется жанр YouTube-интервью? Когда сами ведущие и их команды осознают кризис? Наверное, когда в их творчество перестанут вкладывать деньги. А там посмотрим.