Войти в почту

В Волгоградском цирке артист на всем скаку сорвался с лошади

Трагическое происшествие в Большом театре России потрясло всю страну. Наш обозреватель Валерий Коновалов вспомнил подобные случаи из своей репортерской практики, причем вчера в волгоградском цирке тоже едва не случилась трагедия.

В Волгоградском цирке артист на всем скаку сорвался с лошади
© Волгоградская правда

Во время спектакля «Садко» при смене сцен 37-летний артист мимического ансамбля угодил под спускавшуюся сверху на штанге декорацию и был смертельно травмирован ею. Он скончался прямо на сцене Большого театра еще до приезда скорой. Зрители не досмотрели оперу до конца: спектакль был остановлен, а после закрытия занавеса публику попросили спешно покинуть зал…

Автору этих строк довелось однажды наблюдать подобное в одном из волгоградских театров. Было это в конце 70-х годов. Во время спектакля сверху на передний план сцены рухнул деревянный декорационный щит. Хорошо, что на месте его падения не оказалось никого из артистов. Занавес срочно закрыли. Минут пять в зале стояла полнейшая тишина. Потом занавес открылся, и спектакль был продолжен. О том, что театральная сцена и цирковая арена – места повышенной опасности хорошо знают лишь работающие в них люди. Сложная машинерия, обеспечивающая смену декораций и работу артистов на подмостках и в воздухе, при малейшем сбое или нарушении техники безопасности могут привести к серьезным увечьям и даже к смерти пострадавших.

Вчера на представлении в Волгоградском цирке во время стремительного номера джигитовки артист на лошади при развертывании флага неожиданно потерял равновесие, свалился со скачущей лошади и упал за бортик арены. Зал, естественно, ахнул. Но акробат, слава богу, не получил никаких увечий, убежал за кулисы, поправил костюм и в финале номера снова вышел на арену.

Когда у артистов цирка срывается сложный трюк, они обязательно стараются повторить его заново. И когда успех достигается со второго или даже с третьего раза, публика щедро одаривает артиста восторженными аплодисментами. Цирк – искусство сильных и смелых, артисты постоянно рискуют жизнью. Особенно опасна работа укротителей и дрессировщиков диких животных, которые могут напасть на них в самый неожиданный момент. Помню, как единственная в мире дрессировщица диких гамадрилов Тамара Шатирова рассказывала мне во время своих гастролей в Волгограде, сколько травм причинили ей эти дикие обезьяны, которые, по мнению знаменитого немецкого ученого-зоолога Альфреда Брема, не поддаются дрессировке.

Она опровергла это его утверждение своей многолетней работой с этими опасными животными. Дрессировщица закатала рукава, и я увидел, что все руки у нее были в шрамах. Они же, как она сказала тогда, были и на всем ее теле… О другом происшествии во время представления, помню, рассказала мне знаменитая дрессировщица слонов Тереза Дурова, неоднократно гастролировавшая в Волгограде. У нее был опасный трюк, который мне позже довелось увидеть в Таиланде – перешагивание слона через лежащего на земле человека. Однажды слониха недостаточно высоко подняла массивную ногу, задела и буквально распорола ногтем копыта живот дрессировщицы. Благо, что рана оказалась не глубокой. Терезу Дурову тогда быстро унесли с манежа за кулисы и вызвали скорую… Много лет освещая работу артистов и обслуживающего персонала в театрах и цирке, не перестаю удивляться тому, с какой преданностью они служат искусству, отдавая всех себя служению любимому делу. Ведь работа артиста требует не просто титанического труда, но и большого числа самоограничений, без которых невозможно сохранить внешность, фигуру, в цирке – силу мышц, у вокалистов – голос…

Нужно постоянно следить за своей формой, питанием, режимом дня. Самоограничения ради успеха в профессии – это тоже своеобразные жертвы, которые люди творческие приносят на алтарь искусства. Публика в зале во время спектаклей и цирковых представлений даже не представляет, сколько труда на бесконечных репетициях артисты затрачивают для того, чтобы в очередной раз встретиться со зрителями, порадовать и удивить их своим мастерством. Когда всё в храме искусств проходит, как говорится, без сучка и задоринки, одинаково радуются и чувствуют себя счастливыми и артисты, и зрители. Пусть так будет всегда - без разочарований, травм и тем более без жертв.