«И уж вспомнить неприлично, чем предстал театр МХАТ»

Московский Художественный театр существует более 120-ти лет. На его сцене блистали Алла Тарасова, Николай Хмелев, Михаил Яншин, Ольга Андровская, Алексей Грибов, Ангелина Степанова и другие корифеи.

«И уж вспомнить неприлично, чем предстал театр МХАТ»
© Русская Планета

Каждый спектакль с их участием становился событием. Но то, что предстоит – явление особенное На подмостки легендарного МХАТа выйдет Ольга Бузова – бывшая участница и ведущая реалити-шоу «Дом-2». Она примет участие в премьерном спектакле «Чудесный грузин», рассказывающем о молодых годах Кобы-Сталина.

Спокойно, дышите ровнее. У кого слабые нервы, примите лекарство и переходите к следующим новостям из мира культуры. А мы продолжим…

Бузова известна, ее имя мелькает, бретельки лифчика шуршат. Бузова там, Бузова здесь: одевается, раздевается. Поет, говорит, бежит к новым победам. Но никто не предполагал, что стук ее каблучков услышит сам МХАТ. Но, может, мы имеем дело с феноменом, узрев который, зрители придут в невиданный восторг? А критики ахнут и прослезятся…

Как говорится, есть сомнения. Талант тут не при чем, он скучает где-то вдалеке. Причина приглашения Бузовой – проста и банальна: деньги. Надо заполнять зал, который во МХАТе хронически пустует. А у Бузовой – 23 миллиона подписчиков в instagram. Если придет хотя бы малая толика ее поклонников, свободных мест не останется. Потом – грохот оваций, море цветов. Быть может, ликующие поклонники понесут ее на руках по Тверскому бульвару…

Бузова о себе: «20 лет назад я пришла к маме и сказала, что хочу поступать в театральный. Но мама запретила мне это сделать…»

Жаль, все-таки не уберегла мама МХАТ от Оли.

«Я играю и пою в новой постановке во МХАТе имени Горького. Ааа, мои хорошие, пишу сейчас этот текст и плачу от счастья…»

Многие тоже плачут. Или – недоумевают.

Как, например, актер Борис Щербаков, когда-то входивший в труппу МХАТа: «Каждый должен заниматься своим делом, Актер должен играть, телеведущая вести телепередачи, а не заниматься… Она делает это только ради своего престижа, имиджа и популярности. Мне очень жаль руководство МХАТа».

По мнению актрисы Марии Шукшиной, подобная ситуация – свидетельство заката цивилизации. В настоящее время миром правит дилетантизм. Это говорит о том, что в социуме более не будет профессионалов своего дела.

Впрочем, как покажет себя Бузова, абсолютно не волнует художественного руководителя художественного театра Эдуарда Боякова. Он не обращает внимания на театральные критерии, эстетику, отводит взгляд от пребывающих в тоске почитателей театра. И не слышно худруку, как беспокойно ворочаются в своих гробах основатели МХАТа Станиславский и Немирович-Данченко…

Конечно, Бояков не говорит, что отвергает принципы и презирает традиции. Он глаголет: «Бузова не интеллектуал. Не музыкант. Не мыслитель. Не Диана Вишнева и не Оксимирон. Она все вместе. Она по-своему цельная. Но при этом она - феномен, который живет во времена instagram, в эпоху, когда можно стать звездой, не обладая специальными компетенциями».

Выражение причудливо, протерто до блеска, старательно упаковано в тончайшую оболочку слов. Но последняя фраза - намеренно выпукла, иронически обнажена. «…можно стать звездой, не обладая специальными компетенциями» - не только констатация факта, но и согласие принять правила, при которых театр намерен работать впредь.

Впрочем, опошление нравов – нынче явление повсеместное, проникшее, как пандемия, и в другие театры. Постановки часто обращаются в сомнительное зрелище с обнаженными телами, суматохой, плясками, гиканьем. Прочь условности! Сомнения, терзания, искания – туда же, в мусорную корзину! Да и приличия следует вышвырнуть – устарели!

Театр сегодня – это бизнес. Главное – сборы. Аншлаг любой ценой! Тот, которого не было давным-давно, с пыльных времен корифееев. Нужен переполненный, горячо дышащий и хрустящий попкорном зал. Нескончаемая очередь буфет – тоже критерий успеха. Его отзвук – в голодной, под звон посуды, реплике: «Двести коньяку, четыре бутерброда с колбасой, два с осетриной…»

У Бузовой не только большой гонор, но и недурной гонорар – около 450-ти тысяч рублей за репетиции и два выступления. Впрочем, это, если судить не по пышным бузовским, а по обычным актерским меркам. Но главное для нее – «открыть» себя в новом качестве. А дальше все пойдет как по маслу. Был «Дом-2», будет «МХАТ-2».

И поющая ведущая шагает вперед - не смущенная, не оробевшая, а излучающая гордую уверенность: «Теперь я каждый день провожу на культовой сцене с легендами и репетирую главную премьеру этого сезона во МХАТе…»

Это замечательно, только не понятно, с какими «легендами» репетирует экс-ведущая реалити-шоу. На всякий случай: «Оля, легендарные исполнители Художественного театра, изображенные на портретах в фойе, давно умерли! Жива, слава Богу Татьяна Васильевна Доронина, отдавшая МХАТу не один десяток лет, но спрашивать у нее, как вы смотритесь на фоне красочных декораций, не стоит. Потому что Великая разгневается. Да и послать может – далеко, к истокам театра: светлым, незамутненным пошлостью и глупостью.

Да, чуть не забыл в предпремьерной суете сказать, что, собственно говоря, будет делать Бузова на сцене. Не хотелось бы употреблять слова «играть», ибо, оно в данном случае не уместно. Она изобразит Беллу Шанталь, «певицу кабаре и корпоративов», которая по сюжету станет шпионкой и спасет Сталина. Автор постановки – Андрей Назаров, режиссура Ренаты Сотириади. Роль Сталина исполнит Георгий Иобадзе, его жены Надежды Аллилуевой - Эльвира Цымбал.

Наверняка театр будет полон, ложи блеснут знакомыми лицами. В частности, трагифарс, который состоится 11 июня, намерен посетить актер Станислав Садальский, чтобы, как он выразился, «оценить масштаб катастрофы».

Еще несколько ремарок.

Как сообщила пресс-службе театра, «МХАТ берется за острую, провокационную, опасную тему — молодость вождя».

Из анностации к спектаклю: «Это - история молодого революционера-подпольщика, отправленного партией на задание в Батуми, перерастает в настоящий детектив, главной тайной которого остается загадка личности самого Сталина».

Из интервью Боякова: «Эта пьеса – безоценочное исследование. Это рассматривание Сталина с разных сторон, в деталях. Мы не ставим диагнозы. Мы разобрали Сталина на части, как часовой швейцарский механизм».

Но собрать-то после спектакля сможете, Эдуард Владиславович?!

Напоследок грустный привет от Пушкина - театралам. Истинным:

Узрю я русской Терпсихоры

Душой исполненный полет?

Иль взор унылый не найдет

Знакомых лиц на сцене скучной,

И, устремив на чуждый свет

Разочарованный лорнет,

Веселья зритель равнодушный,

Безмолвно буду я зевать

И о былом воспоминать?