«Построил вокруг себя стену и вообразил, что она построена снаружи»: личная драма умершего в 41 год актера Юрия Богатырева
В детстве Юра Богатырев обожал устраивать во дворе кукольный театр: натянет простыню, достанет кукол, сделанных своими руками, и рассказывает истории, озвучивая всех персонажей. Отец – офицер ВМФ был уверен, что сын пойдет по его стопам и поступит в Нахимовское. Но моряка из Богатырева не вышло.
Он поступил в Щукинское училище. Наталья Гундарева, Константин Райкин, Наталья Варлей – курс оказался звездным. Потом его приняли в «Современник». Однако Галина Волчек не баловала его значимыми ролями. Он страшно переживал: Юрий был большим ребенком, которого необходимо постоянно хвалить и обожать и который легко может расплакаться от обиды. Ему нужно было внимание и бесконечная любовь зрителей.
- Стоял недавно в очереди, ни один человек меня вперед не пропустил. Представляю, что было бы, если бы Боярский встал в очередь! А меня никто не узнает, - жаловался он своей подруге детства Нелифяри Игнатьевой.
Слава к нему пришла после роли Шилова в дебютной картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Характер брутального чекиста был полной противоположностью внутренним ощущениям самого артиста – мягкого, бесконфликтного. Ему никак не давалась сцена, в которой он должен ударить героя Александра Кайдановского: просто не умел драться.
Потом были «Раба любви», «Два капитана», «Неоконченная пьеса для механического пианино» - в его фильмографии проходных картин нет. Популярность Богатырева росла, но ему все равно не хватало.
- Он нуждался в комплиментах, аплодисментах, восторгах. Тогда он скромно опускал глаза и говорил: «Вы преувеличиваете», – вспоминал сценарист Виктор Мережко.
Олег Ефремов уговорил Юрия уйти из «Современника» во МХАТ. Однако достойными ролями тоже не обеспечил, в основном, вводил на замены. Богатырев страшно обижался. А коллеги, завидуя его успешной кинокарьере, мелко пакостили и занимали деньги, даже не думая возвращать. Юрий высказать все в глаза, а тем более потребовать собственные деньги назад, не мог. Он просто страдал наедине с собой, что его опять недооценили, не уважили, не полюбили.
Мать Богатырева мечтала об их свадьбе с Натальей Гундаревой. Но с ней Юрия связывала только крепкая дружба. Как и с Ией Саввиной или Галиной Волчек, он вообще тянулся к сильным властным женщинам, таким же, как его мама. Женился он на соседке по общежитию Надежде Серой. Говорили, что брак фиктивный, но свадьба была вполне настоящей, хотя и тихой. Правда, долго не прожили. Как только Богатыреву дали отдельную квартиру, он уехал туда один, а Надежде и падчерице помогал деньгами до последнего дня.
Его здоровье начали подрывать бесконечные переезды между Москвой и Ленинградом. В столице он играл на сцене, в Питер мотался сниматься на «Ленфильме» и повидаться с родителями. Когда умер его отец, Юрий впал в депрессию. Начал выпивать, сидел на антидепрессантах. В какой-то момент забросил себя совершенно, и его почти перестали звать в кино: во-первых, он сильно поправился, во-вторых, мог запить в любой момент.
- Он мне звонил и говорил: «Светотуля, я сижу тут один. Старый, толстый, никому не нужный». И это были не бравада и кокетство. Он так себя ощущал, – делилась переживаниями актриса Светлана Крючкова.
Зато появились странные «друзья», а точнее собутыльники, которые в любой момент приезжали в его квартиру с бутылкой, а он, наивно радовавшийся хотя бы такому вниманию, платил за выпивку, кормил их и давал денег в долг, которые ему, конечно, никто не возвращал.
На репетициях спектакля «Юристы» немецкого режиссера Гюнтера Флекеншайна Юрий познакомился с Клариссой Столяровой – она была переводчицей. Он увидел в ней ту, которой ему всегда не хватало, этакую женщину-мать. Она, старше Богатырева на несколько лет, поняла, что он нуждается в помощи. Скорее всего, они бы поженились. Но не успели.
В последние годы Богатырев страдал от высокого давления. Пить ему врачи запретили, но он их не слушал.
В феврале 1989-го должна была состояться его персональная выставка: он всю жизнь писал картины, с присущей ему скромностью считая это ничего не значащим увлечением, но все же мечтая о признании. Но за четыре дня до этого ему стало плохо во время очередной попойки, собутыльники вызвали «скорую», а врачи, не зная, что пациент принимает сильные антидепрессанты, вкололи ему несовместимый с ними препарат. Юрий Богатырев умер, не дожив месяц до 42-летия.
- Он был в постоянном конфликте с собой, и ему казалось, что его недолюбливают, относятся к нему с предубеждением или отрицательно. Сам построил вокруг себя стену и вообразил, что она построена снаружи, – пытался объяснить страдания большого артиста Александр Адабашьян.