Войти в почту

Нина Волкова: «Волгоград ответил мне взаимностью»

Выступавшая за сборную Грузии Нинель Волкова счастлива, что стала частичкой знаменитого города-героя. Переездов в ее жизни набралось немало – так жизнь распорядилась. А свой дом, родную гавань она обрела в Волгограде, где вскоре отметит 80-летие. В прошлом мастер спорта по художественной гимнастике, Нинель Петровна и сейчас в прекрасной форме. На празднование юбилея мечтает собрать многочисленных друзей, которые ценят и любят ее за оптимизм, доброту и потрясающее чувство юмора. Жизненный путь легенды спорта проследил наш коллега Анатолий Любименко.

Нина Волкова: «Волгоград ответил мне взаимностью»
© Волгоградская правда

В Москву за мечтой

Война застала Волковых в узбекском городе Чирчике, откуда главу семейства забрали на фронт. Многие в те годы бежали от войны подальше, в том числе и в Среднюю Азию. Но в 1941-м мать Нинель, оставшись с тремя детьми на руках, решила вернуться в Ульяновскую область, откуда годом ранее они приехали с мужем на заработки.

С началом войны забурлили в республике «басмаческие настроения» и семья вернулась в Россию.

– Голод был жуткий, – вспоминает Нинель Петровна, – выжили потому, что у нас была корова. Помню, как вместе с братом собирали мерзлую картошку, мать жарила из нее лепешки и наливала молока. Вкуснее быть ничего не могло.

Отец вернулся в 45-м невредимым – редкая удача, но не сиделось ему на месте. Фронтовику, коммунисту, умелому организатору руководящие посты предлагались охотно. Сменив несколько городов, Волковы добрались до Грузии. Сначала пожили в Боржоми, а затем осели в Тбилиси, где их все устроило. Но пришла другая беда – отец Нины покинул семью, забрав одного из сыновей. 

Так и остались Нинель и ее мама вдвоем.

В школе кружков море и все бесплатные. Выбор пал на гимнастику, но затем и она оказалась на втором плане.

В 13 лет Нинель поступила в студию при тбилисском театре оперы и балета. Жизнь наполнилась смыслом, хотя быт остался суровым – экономили на всем. Когда дочери уж очень хотелось сладкого, мама приносила с работы кулек с повидлом, которое она брала в буфете в долг. Вкус пропитанной сладостью плотной бумаги навсегда остался в памяти Нинель.

После окончания школы девушка уже знала, чего хочет, – только искусство. И дорога казалась прямой. Руководитель студии народный артист СССР Вахтанг Чабукиани открыл в конце 50-х в Тбилиси училище балетного искусства. Но для поступления необходимо было выполнить одно условие – сменить фамилию на грузинскую. Например, матери Нинель выйти замуж за представителя титульной нации. Тогда и дочь решит проблему с фамилией.

– Я возмутилась, и мы с мамой отказались, – делится Нинель Петровна. – В газете нашла объявление о наборе в цирковое училище в Москве и отправила документы. Положительный ответ пришел быстро, и я отправилась в столицу.

Побег из рабства

Мать Нинель работала в железнодорожном институте, поэтому билет на поезд для девушки ничего не стоил.

А вот на дорогу до училища из подмосковного Конобеево, где она остановилась у знакомой, тратиться приходилось. Час 40 на электричке в одну сторону и столько же обратно. Стипендия – 12 рублей. Вскоре из-за нагрузок и недоедания у Нинель начались голодные обмороки. Узнав об этом, мать забрала дочь в Тбилиси. Пришлось расстаться с «воздушной эксцентрикой», полеты под куполом цирка остались мечтой.

Все в том же институте железнодорожного транспорта девушку устроили гардеробщицей. Но мать мечтала о высшем образовании для дочери. Получить его в Грузии без протекции и с «неправильной» фамилией было проблематично. Поэтому согласились на необычное предложение квартирной хозяйки.

– Устроили меня нянькой к старушке, которая пообещала помочь при поступлении на факультет иностранных языков, – вспоминает Нинель Петровна. – Три месяца я провела словно в рабстве, из дома практически не выходила. Никаких иностранных языков уже не хотелось – ушла. К счастью, узнала, что есть шанс поступить в институт физкультуры. Вот тут мне мое балетное и цирковое прошлое помогло – взяли.

Волкова = Мгелани

Студенчество не зря называют самой счастливой порой. Именно так и было у Волковой. Поездки, соревнования, друзья, выполнила норматив мастера спорта, за сборную Грузии выступала. Правда, под чужой фамилией. «Представлять республику должны грузинки». Смех и грех, но тренеры даже чужое свидетельство о рождении ей обеспечили со смыслом. «Мгели» на грузинском означает «волк», вот и выступала она под фамилией Мгелани.

Особая тема – парады, в которых физкультурницы всегда принимали участие. Им предшествовало сердечное обращение ректора вуза. «Девочки, миленькие, ради меня потерпите!» Дело в том, что по завершении шествия спускаться к автобусу с вещами приходилось мимо толпы, на 90 процентов состоявшей из молодых и темпераментных.

А физкультурницы маршировали в коротких юбчонках. Вот и тянулись к девчонкам горячие грузинские парни.

В 23 года Нинель не устояла перед одним из поклонников. Высок, красив, ухаживал интересно. Родилась дочь Яна. По окончании вуза молодая мама устроилась хореографом у гимнастов, тренировала малышек, но идиллия продолжалась недолго. Ревность мужа сводила ее с ума.

– Идем по улице, а он прохожих мужчин задирает, – делится Нинель Петровна. – «Ты зачем на нее смотришь? Ты что, ее знаешь?» Сколько драк было. А когда мне ножом угрожать начал, я решилась. Сбежала вместе с дочерью в Краснодарский край к отцу.

По красавцу Тбилиси тосковала Нинель страшно. «Кто курной воды попробовал, другой не захочет». Эти слова оказались правдой. Кура – река особенная. Видела, кстати, Нинель еще ребенком, как вожди страны во главе со Сталиным по мосту над ней прохаживались. Сталина сразу опознала, остальных отцу описала, и он подтвердил: Шверник, Маленков, Каганович. Их портреты в доме Волковых занимали почетное место.

Чувствую себя счастливой

В 1972-м мама получила в Тбилиси квартиру и обменяла ее на Волгоград. Так бабушка, дочь и внучка снова оказались вместе.

– Одно из первых ярких впечатлений от Волгограда: идут люди по улице и поют под аккордеон, – признается Нинель Петровна. – Даже песню помню «Однажды морем я плыла». Можно ходить по городу и – вот счастье – никто не пристает! Но привычка прикрывать коленки еще долго держалась. И навсегда в ее памяти – празднование 30-летия Победы в городе-герое.

– Все скверы были заполнены, усыпаны людьми, которые пели, танцевали, – вспоминает Нинель Волкова. – Словно на фестивале оказалась. Атмосфера праздника, свободы. Я окончательно поняла, что это мой город. Наполнили чувства восхищения и гордости, что живу в Советском Союзе, и именно в городе, который знает весь мир. А я теперь тоже его частичка.

Волгоград ответил ей полной взаимностью. Коллеги, вместе с которыми она много лет трудилась в области спорта, друзья из народного хора «Казачка», в котором она поет, бесконечно любимые дочь, внучка, правнучка – это ее сегодняшний мир, в котором она чувствует себя совершенно счастливой.

P. S. «СПОРТ-ТАЙМ» присоединяется к поздравлениям Нинель Волковой со знаменательной датой и желает долгих и активных лет жизни!