Как бороться с унынием и мнительностью
– На самом деле уныние, мнительность и роптание очень связаны между собой, – отвечает Максим Злобин. – Церковь учит, что в основе всех грехов вообще лежит гордость (эгоизм, эгоцентризм). Эти грехи не исключение.
Давайте рассмотрим по порядку то, что они из себя представляют.
Уныние – это расслабление воли, апатия, нежелание что‑либо делать ни в духовной, ни в материальной сфере. Грех уныния словно парализует человека, лишает его мотивации, обездвиживает, делает его бездеятельным. Нужно сказать, что за развитием любого греха стоит определенный демон (бес), который пытается не только ввести человека в грех, но и главное – удержать человека в нем. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что это удержание человека в грехе – главная задача беса, ибо тогда человек становится его послушным рабом, игрушкой в его руках. Бес уныния очень силен и по наблюдениям Святых Отцов особенно одолевает человека днем. В 50‑м псалме царем и пророком Давидом он даже назван «бесом полуденным», так как часто христианам, особенно монахам, в полдень приходят злые мысли о том, что они ничего хорошего не имеют, что доброго будущего у них нет, что незачем трудиться и очищать свою душу и так далее.
Сегодня уныние очень распространено в мире. Оно чаще называется депрессией, в некоторых странах при ней уже даже дают больничный, так как в тяжелых случаях такой человек становится неработоспо-собным. В США, по статистике, около 20 % населения постоянно принимает антидепрес-санты.
Ропот – это недовольство обстоятельствами своей жизни, окружающими людьми, иногда переходящее даже в недовольство Самим Богом, что является самым тяжким видом ропота. Сегодня ропот также очень распространен, так как люди, имея многое в материальном плане, мало что из этого ценят. Это происходит оттого, что материальные ценности не заполняют ту глубокую духовную пустоту, которая образуется внутри каждого человека, не имеющего Бога в своем сердце.
Мнительность – это неадекватное восприятие реальности, которое опять‑таки происходит в человеке под влиянием бесов. Нужно сказать, что вообще все грехи ослепляют человека и лишают его возможности правильно воспринимать реальность, но в этом грехе такое искажение сознания проявляется наиболее ярко. Мнительный человек словно делает из мухи слона и иногда из‑за этого лишает покоя не только себя, но и окружающих.
Как бороться с этими грехами? Так же, как и со всеми другими: молитвой, борьбой с греховными помыслами, которые под действием бесов рождаются в человеке, и Таинствами Церкви (в первую очередь это Исповедь и Причастие).
Через молитву и Таинства Церкви мы получаем Божественную благодать (энергию), которая дает нам силы бороться с греховными мыслями и желаниями. В основе этой борьбы понимание того, что все эти грехи возникают из‑за слишком большого доверия себе и слишком маленького доверия Богу. Мы просто часто хотим, чтобы было по‑нашему и никак более! Оттого, когда мы этого не получаем, и начинаются в нашей душе ропот и уныние, иногда и рождается мнительность (тогда мы в самих себе нередко создаем иллюзию своих желаний, когда выдаем желаемое за действительное).
Как только мы поставим Бога и Его волю, Его желания относительно нас и всего мира на подобающее первое место, тогда все в нашей жизни встанет на свои места. Тогда вместо уныния у нас появится желание жить и радоваться жизни, основанное на надежде на Бога; вместо ропота у нас появится благодарение Богу за те уроки жизни, которые Он нам дает; вместо мнительности у нас появится трезвый незамутненный взгляд на окружающую действительность, основанный на правильной оценке реальности в свете Евангелия.
Марина Злобина