Старт дает Москва! Рассказы участников Олимпиады-80
40 лет назад в Москве начались Летние игры. Олимпиада – 80, которая во многом изменила советских людей. Многое для них было впервые. Почти на месяц жизнь превратилась в один большой праздник. Как это было? Рассказы непосредственных участников собрал корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин. Эта Олимпиада должна была стать мировым триумфом Советского Союза. Зажечь главную чашу Олимпийского огня в Москве доверили прославленному баскетболисту Сергею Белову – игроку советской сборной, которая в 1972-м на Играх в Мюнхене на последней секунде вырвала победу у США. Такой вот подтекст: чемпион с факелом в руке поднимался по помосту из множества фанерных щитов, которые держали в руках солдаты. Чтобы не поскользнуться, спортсмен надел кроссовки совсем не олимпийского бренда, как того требовало правило. Зрители не заметили, а оргкомитет ругать не стал. Городов, где проводились соревнования, было пять. Кроме Таллина, где стартовала парусная регата, все были городами-героями, что тоже символично: Москва, Ленинград, Киев и Минск. В столице Белорусской ССР главным факелоносцем стал борец-вольник Александр Медведь. «В Минске прогнозировался дождь, и чтобы не угас символ мира и дружбы, факел заправили чуть ли не ракетным топливом. И дали Александру Васильевичу четкие указания: он должен был подбежать, зажечь чашу и опустить факел в ведерко, которое там стояло, и уйти. Все пошло не так, огонь не погас. Сначала выкипела вода, потом расплавилось ведро, начал плавиться бетон. И только когда выгорело топливо, Александр Васильевич смог покинуть этот подиум, на котором он стоял», – рассказал ведущий специалист отдела информации национального Олимпийского комитета Беларуси Сергей Гончаренко. Впрочем, с трибун и на трансляции это было незаметно. Куда больше в глаза бросались изменения, происходившие в олимпийских городах, особенно в столице. До рекордов спортивных били рекорды строительные. К началу Игр было возведено более семидесяти объектов: стадионы и гостиницы, терминал аэропорта «Шереметьево» и новый корпус Останкинского телецентра, называемый сейчас АСК-3. «Это было абсолютно девятое чудо света, потому что телецентр, в котором все сияло, он был забит новейшей электроникой, все было настолько потрясающе, что казалось, что коммунизм придет завтра», – поделился Павел Корчагин. Генеральный продюсер телеканала «МИР» Павел Корчагин в ту пору (1980 год) был старшим редактором зарубежной редакции Гостелерадио. с{style@media(max-width:500px){#test_inner_banner{width:100%;max-width:none;margin-left:0;}}#test_inner_banner{float:left;max-width:320px;margin-right:15px;margin-bottom:20px;clear:both;margin-left:-10px;border-left:5pxsolid#014e7d;font-size:12px;background-color:#f2f2f2;}#test_inner_bannera{color:#014e7d;}#test_inner_bannerimg{width:100%!important;}#test_inner_banner:hoverimg{opacity:0.7;}.mm_test_header{text-align:center;font-weight:500;font-size:16px;padding:8px;font-weight:700;}.mm_test_title{padding:8px;font-size:16px;font-weight:700;text-align:center;text-decoration:none;}.mm_test_titleh4{color:#333;font-size:18px;font-weight:700;margin-bottom:20px}.mm_test_titlep{color:#333;margin-bottom:0}/stylediv id=test_inner_banner data-mir-incut-id=605div class=mm_test_headerКак выживали в СССР/divdiv class=mm_test_contenta href=https://mir24.tv/articles/16307264/sovetskie-laifhaki-kak-vyzhivali-v-vosmidesyatyeimg src=https://mir24.tv/uploaded/images/crops/2018/June/740f5cc8e8ce03d8425eec843cb60c0f923b17c30c0c23bc9f7d477132de3524-320x_.jpg?token=16d044c42afb132b5c6f29ca7bdfcd73/adiv class=mm_test_titlea href=https://mir24.tv/articles/16307264/sovetskie-laifhaki-kak-vyzhivali-v-vosmidesyatyeСоветские лайфхаки/a/div/div/div} «В том же АСК-3 был пресс-бар. Он весь сиял чистотой. Там было невероятное количество напитков, одного только пива сортов двадцать. По тем временам это было немыслимо. Обычно, если какое-нибудь Жигулевское есть, и то хорошо, а тут такой набор. Четвертого числа ничего не было, все стали хамоватыми, никакого пива больше не было. Все вернулось на круги своя за один день», – добавил он. Из телецентра трансляция Игр велась на более чем сотню стран мира. Американским телевизионщикам СССР продал права на показ за сумасшедшие деньги: больше 80 миллионов долларов. Но тут война в Афганистане, бойкот Олимпиады многими странами, в том числе и США. И показывать Игры в полном объеме они не могли. Но Советский Союз деньги получил до цента: американцы свой контракт застраховали. «Получили 80,5 миллиона долларов, на 50 из которых и был построен новый телецентр. Эта сумма не облагалась налогом. И благодаря этому вся страна оказалась покрыта телевидением. До этого мы по кабелю получали картинку из Москвы», – рассказал режиссер олимпийских трансляций в 1980 году Эрнест Серебренников. Тогда же телевидение получило новое оборудование. Его размеры сейчас кажутся огромными, но это лучшее, что было на тот момент в мире. «Это была легкая маленькая камера на тот момент, к ней крепился вот такой коаксиал, коаксиальный шланг, вот такой толщины провод. Он крепился к чемодану на колесах, где был рулон с пленкой. И это был прорыв! Корреспондент стал мобильный. Потому что оператор мог идти, за ним бежал инженер и тащил этот чемодан. Но это было лучше, чем ходить с кинопленкой», – отметил комментатор Олимпийских Игр в 1980 году Кирилл Набутов. Грандиозное шоу было и на стадионе. На трибунах как на цветных экранах возникали целые сюжеты и картинки, отражающие многонациональный советский колорит. Это все было за счет быстрой смены цветных табличек в руках почти пяти тысяч солдат. Тогда их называли «операторами художественного фона». Владимир Родченков, в ту пору срочник Таманской дивизии, был одним из них. «Я должен был сидеть в манишках такого определенного цвета. Номер четыре. Напротив режиссер зажигает свет, и я должен поднять по его отмашке голубой, третий – красный, второй – зеленый, пятый – желтый, и получалась та самая живая картинка. Вот как это работало», – поделился оператор художественного фона в 1980 году, солдат Владимир Родченков. Кстати, слеза Олимпийского мишки во время закрытия Олимпиады появилась не из-за ошибки солдата, забывшего вовремя перевернуть цветную табличку, как тогда говорили. Это была задумка режиссера. Главный символ Олимпиады-80 был придуман художником Виктором Чижиковым. Из 60 эскизов жюри выбрало его наброски. «В XIX веке Россию олицетворяли с медведем, и этот медведь вел себя отвратительно, и меня это не устраивало. И мне надо было ломать представление», – рассказал автор талисмана Олимпиады-80 Виктор Чижиков. {style@media(max-width:500px){#test_inner_banner{width:100%;max-width:none;margin-left:0;}}#test_inner_banner{float:left;max-width:320px;margin-right:15px;margin-bottom:20px;clear:both;margin-left:-10px;border-left:5pxsolid#014e7d;font-size:12px;background-color:#f2f2f2;}#test_inner_bannera{color:#014e7d;}#test_inner_bannerimg{width:100%!important;}#test_inner_banner:hoverimg{opacity:0.7;}.mm_test_header{text-align:center;font-weight:500;font-size:16px;padding:8px;font-weight:700;}.mm_test_title{padding:8px;font-size:16px;font-weight:700;text-align:center;text-decoration:none;}.mm_test_titleh4{color:#333;font-size:18px;font-weight:700;margin-bottom:20px}.mm_test_titlep{color:#333;margin-bottom:0}/stylediv id=test_inner_banner data-mir-incut-id=655div class=mm_test_headerНаша Маша/divdiv class=mm_test_contenta href=https://mir24.tv/news/16301549/nasha-masha-karera-velikoi-sharapovoi-v-fotoimg src=https://mir24.tv/uploaded/images/crops/2018/June/3caac73672a233492d22846b05dba5341953424ac321a70fa66a3667913b1d10-320x_.jpg?token=f0d3e1573a35d16216b19feb8a4defe8/adiv class=mm_test_titlea href=https://mir24.tv/news/16301549/nasha-masha-karera-velikoi-sharapovoi-v-fotoКарьера великой Шараповой (ФОТО)/a/div/div/div} Рисунок Чижикова понравился и иностранцам, и политбюро, но на нем не было олимпийской символики. Тогда в последний момент художник дорисовал пояс штангиста. Получилось, будто мишка только взял вес и улыбается как добродушный силач. «Фактически символ спортивной России. Мы понимали, что мы делаем. Это должно было быть и серьезно, и с какой-то долей юмора. Потому что есть такая традиция, что талисман должен сообщать какое-то праздничное настроение», – добавил Виктор Чижиков. Талисман Игр был везде: на футболках, сумках, кружках и упаковках. Олимпиада немного приобщила советских людей к западному образу жизни. «Впервые были выпущены такие вот влажные салфетки, очень интересная инструкция к ним: освежающие, очищающие, вскрыть и протереть лицо и руки. Как будто чем-то другим можно было заниматься», – отметил председатель Союза коллекционеров России Валерий Архипов. Впервые тогда увидели чай в пакетиках и идеологически чуждую советскому сердцу жвачку. «Самое прикольное, наши прибалты выпускали, по-моему, такая вот жвачка мятная. Там на самом деле было несколько вкусов, но все они отличались плохим качеством: пару раз жевнул и выплевывать можно было», – добавил Валерий Архипов. Тогда Москва отличалась изобилием: в продаже были и «Фанта», и «Пепси», одежды иностранных брендов и сигареты. Тогда же появилось и понятие «за 101-й километр». Туда выслали судимых, бездомных и злоупотребляющих алкоголем. Считалось, что это расстояние сложно преодолеть своим ходом. Законопослушным москвичам порекомендовали уехать на дачи, а детей отправить в пионерские лагеря. Для обеспечения Олимпиады мобилизовали почти всю советскую милицию и КГБ. {style@media(max-width:500px){#test_inner_banner{width:100%;max-width:none;margin-left:0;}}#test_inner_banner{float:left;max-width:320px;margin-right:15px;margin-bottom:20px;clear:both;margin-left:-10px;border-left:5pxsolid#014e7d;font-size:12px;background-color:#f2f2f2;}#test_inner_bannera{color:#014e7d;}#test_inner_bannerimg{width:100%!important;}#test_inner_banner:hoverimg{opacity:0.7;}.mm_test_header{text-align:center;font-weight:500;font-size:16px;padding:8px;font-weight:700;}.mm_test_title{padding:8px;font-size:16px;font-weight:700;text-align:center;text-decoration:none;}.mm_test_titleh4{color:#333;font-size:18px;font-weight:700;margin-bottom:20px}.mm_test_titlep{color:#333;margin-bottom:0}/stylediv id=test_inner_banner data-mir-incut-id=689div class=mm_test_headerСтань чемпионом/divdiv class=mm_test_contenta href=https://mir24.tv/news/16311156/mir-footballimg src=https://mir24.tv/uploaded/images/crops/2018/June/4476c26bbc880012ce3c96cef27152e0cc63095acd9a50de806dcafdcf73e357-320x_.jpg?token=f87bafce5d1bd85df074dd3d188a636e/adiv class=mm_test_titlea href=https://mir24.tv/news/16311156/mir-footballОнлайн-игра/a/div/div/div} «Даже в моей группе было несколько сотрудников органов безопасности, которые выдавали себя за переводчиков. У них был самый плохой английский язык», – отметил Павел Корчагин. Кстати, тогда же Павел Корчагин познакомился со своей будущей женой. Она работала переводчиком у японской съемочной группы. Сам он помогал англичанам. Их страна бойкотировала Игры, но многие спортсмены решили поехать под нейтральным флагом. Дзюдоист Нейл Адамс тогда завоевал серебряную медаль и нашел множество друзей среди соперников по татами. «Это был прекрасный опыт для меня. И я всегда с теплотой вспоминаю свой визит в Москву. Даже несмотря на то, что я проиграл в финале. Это, пожалуй, единственный грустный момент. И все равно это было потрясающие Игры. Олимпийские игры – это уникальное событие. Ты встречаешь так много людей из разных видов спорта. И вы проводите время вместе и становитесь друзьями на всю жизнь», – сказал серебряный призёр Олимпиады-80 Нейл Адамс. Верхом мастерства советских постановщиков стала церемония закрытия. Когда в небо взмыл Олимпийский мишка. Фигуру талисмана, по сути аэростат, на испытаниях никак не удавалось уравновесить: он то и дело кувыркался в воздухе. Тогда проблему решили, утяжелив ему лапы и привязав сверху шарики. Он взмыл над Лужниками, показав всему миру суть внешней политики страны, традиционное гостеприимство и неподдельную искренность советских людей. До начала перестройки оставалось пять лет.