Войти в почту

«Города трудовой доблести» в России: кто в фаворитах?

В России 1 июля определят «Города трудовой доблести». Этот почетный статус столь же престижен, как и «Город воинской славы». С той лишь разницей, что новое звание присвоят главным промышленным центрам тыла. Там не было или почти не было боевых действий, но вклад в Победу от этого не меньше. О фаворитах голосования – корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев. САМАРА Осенью 41-го немцам остается до Москвы меньше 30 километров. Руководство страны объявляет «запасную» столицу. Большая часть чиновников, а также иностранные дипломаты, переезжают в Куйбышев. «За моей спиной стояли послы, военные атташе, которые смотрели на проходящих солдат, которые видели вооружение и удивлялись, как врет гитлеровская пропаганда, которая говорила, что у Красной Армии не осталось техники», – сказал доктор исторических наук, профессор Александр Репинецкий. 7 ноября 1941-го Куйбышев наряду с Москвой и Воронежем принимает военный парад. В любой момент здесь ждут верховного главнокомандующего. Для товарища Сталина, его семьи и ближайшего окружения в самом центре города строят подземный бункер глубиной почти 40 метров. «Максимальная вместимость бункера – 600 человек, и он мог совершенно продержаться на автономном режиме пять суток», – отметил Александр Репинецкий. Сталин здесь так и не побывал: Москву покидать не пришлось. Тем не менее Куйбышев фактически выполнял столичные функции до августа 1943-го – перелома в Курской битве. Удобное географическое, транспортное положение и Волга, как естественная защита, сделали Куйбышев еще и одним из главных промышленных центров тыла. Сегодняшняя Самара претендует на почетное звание «Город трудовой доблести». {style@media(max-width:500px){#test_inner_banner{width:100%;max-width:none;margin-left:0;}}#test_inner_banner{float:left;max-width:320px;margin-right:15px;margin-bottom:20px;clear:both;margin-left:-10px;border-left:5pxsolid#014e7d;font-size:12px;background-color:#f2f2f2;}#test_inner_bannera{color:#014e7d;}#test_inner_bannerimg{width:100%!important;}#test_inner_banner:hoverimg{opacity:0.7;}.mm_test_header{text-align:center;font-weight:500;font-size:16px;padding:8px;font-weight:700;}.mm_test_title{padding:8px;font-size:16px;font-weight:700;text-align:center;text-decoration:none;}.mm_test_titleh4{color:#333;font-size:18px;font-weight:700;margin-bottom:20px}.mm_test_titlep{color:#333;margin-bottom:0}/stylediv id=test_inner_banner data-mir-incut-id=324div class=mm_test_headerНачало войны/divdiv class=mm_test_contenta href=https://mir24.tv/news/14611414img src=https://stc01.mir24.tv/media/images/uploaded/inner14611425.jpg/adiv class=mm_test_titlea href=https://mir24.tv/news/14611414Воспоминания очевидцев/a/div/div/div} «Это город, который внес значительный вклад в укрепление обороноспособности страны, но он не находился в зоне военных действий. Конечно, жители этих городов имеют право чтить память людей, которые совершили трудовой подвиг», – считает историк Константин Залесский. За звание сегодня борются 20 российских городов. В основном Поволжья и Урала. В «финал» вышли также семь городов Сибири и один дальневосточный. Подписи собирают уже месяц. В лидерах пока Нижний Новгород: он собрал почти 800 тысяч голосов. Сколько будет победителей – секрет. А вот преференции для будущих городов трудовой доблести известны. «Это и установление стелы непосредственно в городе, это салюты в дни государственных праздников, в дни 9 мая, это грамота, которая выдается за подписью президента. Город, имеющий почетное звание, имеет гораздо большие шансы на получение средств из федерального бюджета», – сказал заместитель генерального совета партии «Единая Россия» Александр Хинштейн. НИЖНИЙ НОВГОРОД «Столько завод дал промышленности – машин, танков – это в войну. И после сколько трудились! Народ добросовестно трудился на заводе!» – поделилась ветеран труда ГАЗ Зоя Нерослова. В сборочный цех Горьковского автозавода Зоя Нерослова пришла со школьной скамьи. У станка порой стояли круглые сутки. Даже во время авианалетов. «Ворота открыты, все выходят из завода, на участке нам делать нечего. Там, говорит, попала бомба», – поделилась ветеран. Но и под бомбежкой работа не прекращалась ни на минуту. Именно отсюда выходили легендарные «полуторки» – ГАЗ-АА. Самый массовый советский грузовик середины прошлого века: за все время было выпущено около миллиона экземпляров. «Полуторка» проявила себя на всех фронтах. Доставляла продукты по льду Ладоги в блокадный Ленинград, выручала в битве за Москву. «30% всей фронтовой продукции страны дала наша Горьковская область. Если это действительно так, то мы очень большая часть в этих 30%. Мы собрали в годы войны 170 тысяч автомобилей», – сказала директор Музея истории ГАЗ Наталья Колесникова. В гигантский промышленный район превратилось все Поволжье. Продукцию на фронт отправлял почти каждый региональный центр. КАЗАНЬ Боевую «пешку» знали далеко за пределами СССР. Пе-2 – главный фронтовой бомбардировщик Красной армии. Выпущено 11,5 тысячи единиц. Больше всего в Казани, на авиазаводе имени Горбунова. «Каждый день по конвейеру проходили 10-12 собранных нами самолетов. Открывают ворота и их выпускают. И сразу же закладывают другие», – отметила труженица тыла, ветеран КАПО им. Горбунова Муршида Харрасова. В каждом третьем боевом советском самолете стоял двигатель, выпущенный в Уфе. Столица Башкирии стала еще одним центром авиапрома. «Работали по 12 часов, в две смены, другой раз и ночевали прямо в цехе», – вспоминает ветеран труда Роза Обухова. Здесь также развернули большой ремонтный цех – возвращали к жизни поврежденные машины. «Особая уникальность заключалась в том, что эту технику очень легко осваивали летчики-новобранцы. В годы войны это было принципиально важно», – отметила директор Музея истории ПАУ «Уфимское мотостроительное производственное объединение» Александра Борматова. {style@media(max-width:500px){#test_inner_banner{width:100%;max-width:none;margin-left:0;}}#test_inner_banner{float:left;max-width:320px;margin-right:15px;margin-bottom:20px;clear:both;margin-left:-10px;border-left:5pxsolid#014e7d;font-size:12px;background-color:#f2f2f2;}#test_inner_bannera{color:#014e7d;}#test_inner_bannerimg{width:100%!important;}#test_inner_banner:hoverimg{opacity:0.7;}.mm_test_header{text-align:center;font-weight:500;font-size:16px;padding:8px;font-weight:700;}.mm_test_title{padding:8px;font-size:16px;font-weight:700;text-align:center;text-decoration:none;}.mm_test_titleh4{color:#333;font-size:18px;font-weight:700;margin-bottom:20px}.mm_test_titlep{color:#333;margin-bottom:0}/stylediv id=test_inner_banner data-mir-incut-id=323div class=mm_test_headerВойна и экономика/divdiv class=mm_test_contenta href=https://mir24.tv/news/14631604img src= https://stc01.mir24.tv/media/images/uploaded/inner10542195.jpg/adiv class=mm_test_titlea href=https://mir24.tv/news/14631604Как ВОВ повлияла на СССР/a/div/div/div} Целые отрасли приходилось создавать буквально «на коленках»: в чистом поле или тайге. В глубокий тыл было эвакуировано полторы тысячи предприятий. Из них почти 700 – на Урал. Именно здесь в годы войны возникают главные центры танкостроения: Нижний Тагил, Челябинск, Свердловск. ЕКАТЕРИНБУРГ «Испытания ночью проводились по улицам города, а тир для пристрелки танкового вооружения был изготовлен здесь же, рядом со сборочным цехом», – поделился председатель совета ветеранов АО «Уралтрансмаш» Анатолий Волкович. Т-60, Т-70 и, конечно же, самый известный советский танк – Т-34. Всех моделей на свердловских предприятиях было выпущено почти две тысячи. Основное производство развернули на заводе «Металлист», сегодня это «Уралтрансмаш». «В отдел кадров к начальнику подошли, он говорит: «Ну и куда ты хочешь?». Я говорю: «Я хочу быть токарем!». Он как засмеялся: «Ты же там не достанешь и педали-то эти!» – рассказала труженик тыла Зоя Жданова. Зое Ждановой тогда едва исполнилось 15. Она, как и многие дети, работала наравне со взрослыми. Без детского труда было не обойтись. «В годы войны на предприятии работало порядка семи тысяч человек. Из них большую часть составляли женщины, дети и мужчины старшего возраста», – отметил директор по управлению персоналом АО «Уралтрансмаш» Владимир Третьяков. Помощь для фронта сделала Урал таким, какой он есть сегодня. Только в Свердловске население увеличилось в полтора раза. Большинство эвакуированных предприятий продолжило работать и после войны.

«Города трудовой доблести» в России: кто в фаворитах?
© Мир24