Войти в почту

Здесь делали знаменитые «Катюши»: Воронеж станет городом трудовой доблести

Город трудовой доблести. Такое звание в России будут присваивать городам, чьи жители проявили героизм, работая на фабриках и заводах во время Великой Отечественной войны. Как, например, в Воронеже, где побывала корреспондент «МИР 24» Надежда Сережкина. Капитан Николай Титоренко даже в отставке продолжает дело всей жизни. Он главный экскурсовод музея истории Великой Отечественной. В годы войны его родной Воронеж был одним из центров оборонной промышленности страны. Здесь выпускали бронепоезда и фронтовые радиостанции, а еще грозу немецко-фашистских захватчиков. Знаменитую «Катюшу». «Вес снаряда 42,3 килограмма. Испепеляющей мощи», – отметил капитан первого ранга, писатель документалист Николай Титоренко. В первый бой БМ-13 вышла 14 июля 41-го. В районе железнодорожной станции Орша «Катюши» дали залп и у солдат Вермахта началась паника. В годы войны с конвейеров воронежского экскаваторного завода сошли 3327 легендарных «Катюш». Линия фронта разделила Воронеж на два берега. На правом шли бои защитники города 212 дней и ночей сдерживали продвижение сил противника к Сталинграду. На левом, где располагались основные производства, работали. Не меньше, чем на фронте. «Работали с восьми до восьми, по 12 часов. Мне еще 16 лет не было, еще паспорта не было. По железной дороге все ехали. И вот мы поехали на освоение агрегата», – рассказала ветеран ВОВ, ветеран труда Нина Панкова. Одним из таких предприятий был авиационный завод номер 18. Родина знаменитого «летающего танка», штурмовика Ил-2. Самого массового боевого самолета в истории авиации. {style@media(max-width:500px){#test_inner_banner{width:100%;max-width:none;margin-left:0;}}#test_inner_banner{float:left;max-width:320px;margin-right:15px;margin-bottom:20px;clear:both;margin-left:-10px;border-left:5pxsolid#014e7d;font-size:12px;background-color:#f2f2f2;}#test_inner_bannera{color:#014e7d;}#test_inner_bannerimg{width:100%!important;}#test_inner_banner:hoverimg{opacity:0.7;}.mm_test_header{text-align:center;font-weight:500;font-size:16px;padding:8px;font-weight:700;}.mm_test_title{padding:8px;font-size:16px;font-weight:700;text-align:center;text-decoration:none;}.mm_test_titleh4{color:#333;font-size:18px;font-weight:700;margin-bottom:20px}.mm_test_titlep{color:#333;margin-bottom:0}/stylediv id=test_inner_banner data-mir-incut-id=324div class=mm_test_headerНачало войны/divdiv class=mm_test_contenta href=https://mir24.tv/news/14611414img src=https://stc01.mir24.tv/media/images/uploaded/inner14611425.jpg/adiv class=mm_test_titlea href=https://mir24.tv/news/14611414Воспоминания очевидцев/a/div/div/div} «23 декабря 1941 года на завод приходит телеграмма такого содержания: «Вы подвели нашу страну, нашу великую родину. В ту пору, когда самолеты Ил-2 нужны как хлеб, как воздух, вы, товарищ Шенкман, считаете возможным выпускать по одному самолету в сутки…Прошу не выводить правительство из себя, предупреждаю в последний раз. Подпись стояла «Сталин», – сказала директор музея боевой и трудовой славы ПАО «Васо» Светлана Гаврилова. Это послание руководитель завода Матвей Шенкман зачитал 35-тысячной толпе рабочих. Ожидал жалобы на холод и голод. Но услышал только: «Будем работать». И уже через месяц с аэродрома завода взлетали 18 самолетов в сутки. Это производство, одно из немногих в России, которое продолжает работать и 75 лет спустя.

Здесь делали знаменитые «Катюши»: Воронеж станет городом трудовой доблести
© Мир24