Лена и Тамара против Рафаэля: почему шедевры притягивают вандалов

В Ватикане оценивают ущерб, нанесенный туристками из Украины, которые расписались на фреске Рафаэля в Папском дворце, передает «МИР 24». На одной из фресок, датированных началом XVI века, расписались неизвестные Лена и Тамара из Винницы. Автограф быстро разлетелся по Сети и вызвал шквал возмущения пользователей. {style@media(max-width:500px){#test_inner_banner{width:100%;max-width:none;margin-left:0;}}#test_inner_banner{float:left;max-width:320px;margin-right:15px;margin-bottom:20px;clear:both;margin-left:-10px;border-left:5pxsolid#014e7d;font-size:12px;background-color:#f2f2f2;}#test_inner_bannera{color:#014e7d;}#test_inner_bannerimg{width:100%!important;}#test_inner_banner:hoverimg{opacity:0.7;}.mm_test_header{text-align:center;font-weight:500;font-size:16px;padding:8px;font-weight:700;}.mm_test_title{padding:8px;font-size:16px;font-weight:700;text-align:center;text-decoration:none;}.mm_test_titleh4{color:#333;font-size:18px;font-weight:700;margin-bottom:20px}.mm_test_titlep{color:#333;margin-bottom:0}/stylediv id=test_inner_banner data-mir-incut-id=653div class=mm_test_headerКак будут восстанавливать/divdiv class=mm_test_contenta href=https://mir24.tv/news/16307196/postradavshii-shedevr-ili-repina-uzhe-nachali-vosstanavlivatimg src=https://mir24.tv/uploaded/images/crops/2018/June/bff5162b3fa5d24b5eb154670dba68240702fd94acd66c5da390986de3d3d945-320x_.jpg?token=cbd28e7fce64fb243e7d6004fbd55090/adiv class=mm_test_titlea href=https://mir24.tv/news/16307196/postradavshii-shedevr-ili-repina-uzhe-nachali-vosstanavlivatПоврежденную картину Репина/a/div/div/div} Приступы вандализма отмечаются время от времени везде, где есть общедоступные шедевры. Так, в январе этого года нападению подверглась картина Пабло Пикассо «Бюст женщины», выставленная в лондонской галерее современного искусства Тейт. На нее набросился молодой человек с ножом. Задержанному назначили психиатрическую экспертизу, а реставраторы принялись восстанавливать полотно стоимостью 20 миллионов фунтов стерлингов. Перед этим, в сентябре 2019 года, похожая история произошла в музее современного искусства Центра Помпиду. Там вандал порезал картину французского художника-концептуалиста Даниэля Бюрена. Задержанный никак не мог объяснить свой поступок. По одной из версий, это психически неуравновешенный человек, вспышку ярости которого мог спровоцировать стиль Бюрена – его картины представляют собой чередование вертикальных полос двух цветов. Работы художника высоко ценятся: в 2016 году картина площадью в четыре квадратных метра была продана за 1,2 млн евро. Одно из самых громких происшествий в этом ряду – нападение в мае 2018 года на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в Третьяковской галерее. Некий Игорь Подпорин из Воронежа металлическим столбиком ограждения разбил стекло картины и повредил полотно в трех местах. Задержанный заявил, что перед ознакомлением с экспозицией выпил водки, и его «накрыло». Вандала признали вменяемым, он получил два с половиной года колонии общего режима. Нанесенный картине ущерб был оценен 30 миллионов рублей. Нападениям подвергаются и скульптурные произведения. Здесь особняком стоит так называемый спортивный вандализм, когда фанаты обрушивают свою ярость на изображения известных спортсменов. Причем нередко такое преследование носит маниакальный характер – как в случае со статуей футболиста Златана Ибрагимовича в шведском Мальме. Ее обливали краской, поджигали, однажды отломили нос и в конце концов подпилили ноги и обрушили. Считается, что причиной такого поведения болельщиков стала покупка Ибрагимовичем акций стокгольмского клуба «Хаммарбю» – главного соперника «Мальме», за который раньше выступал футболист. Но наиболее распространенной формой вандализма в отношении произведений искусства и памятников старины остается обычай оставлять на них автографы, как в случае с Леной и Тамарой из Винницы. Причем авторы таких надписей, как правило, искренне считают, что не делают ничего зазорного, и виноваты не больше, чем Остап Бендер, оставивший на скале надпись мелом «Ося и Киса здесь были». Один из ярких примеров такой психологии – поведение туристов из США, которые прошлой осенью нацарапали свои имена на Пизанской башне. Двое мужчин 35 и 38 лет (к слову, оба по профессии врачи) на самом верху башни вырезали монетой на мраморе свои имена и тут же сделали селфи. Им предъявили обвинение в порче объекта культурного наследия ЮНЕСКО при отягчающих обстоятельствах. Оба были крайне удивлены. По их словам, на стенах башни полно таких надписей, и они не считают свой поступок из ряда вон выходящим.

Лена и Тамара против Рафаэля: почему шедевры притягивают вандалов
© Мир24