Говорухин о России, Украине и мечтах
14 июня на 83-м году жизни умер режиссер, депутат Госдумы Станислав Говорухин. В Думе сообщили, что он скончался после тяжелой и продолжительной болезни.
Говорухин снял 23 фильма и написал 14 сценариев, в 1993 году впервые стал депутатом, а в 2000-м участвовал в президентских выборах.
Его коллега, депутат Петр Толстой отметил, что несколько поколений россиян говорят цитатами героев Говорухина, а Рамблер решил вспомнить несколько высказываний самого режиссера.
О народе и оппозиции:
«… Народ наш оказался совсем не так прост, как думают о нём люди с Болотной. И он прекрасно разобрался, что никому из предложенного [оппозицией] набора кандидатов в президенты судьбу страны вверить нельзя»
Об Украине:
«Двадцать лет я жил и работал в Одессе, на Одесской киностудии, и хорошо знаю, что такое украинский национализм. На себе неоднократно испытывал»
О лучшем фильме:
«Мой лучший фильм – «Ворошиловский стрелок». Я сам представитель власти, но и я оправдываю старика, решившегося на месть. Это даже не месть, а возмездие, которое должно было совершить государство. Если возмездие не настигает преступников, люди начинают жить по законам джунглей»
О словах:
«Россиянин» - само слово отвратительно. Может, оно и прижилось, но «россиянка», «россияне» даже чисто лингвистически отвратительно звучит. Но вполне возможно, что мы были много веков русским народом, а теперь станем россиянами»
О школьниках и Гарри Поттере:
«Лучше бы они вообще ничего не читали, чем читать вот эту глупость – современную западную литературу в русском несовершенном переводе»
О судьбе и мечтах:
«Моей судьбе особо не позавидуешь. Например, меня до перестройки даже в Болгарию не выпускали, хотя я не был диссидентом. А уж так хотелось посмотреть мир. Я еще в студенчестве пешком на лыжах обошел всю страну, побывал на всех горах. Хотелось посмотреть, как там Запад загнивает, но вот не получилось. С другой стороны, я снимал все равно, что хотел»
О конце жизни и простоте:
«У Пастернака есть фраза в каком-то стихотворении о том, что к концу жизни неизбежно приходишь к абсолютной простоте. Когда меня спрашивают: «Раньше какие-то проблемные фильмы ставили, серьезные темы, а сейчас такие пустячки вроде бы», я говорю: «Наверное, потому, что поумнел». Потому что простота - это высшая форма искусства»