Войти в почту

Снова поймать удачный кадр

Про него шутят, что Гришу (в цирке его зовут именно так) тут знает каждый — не только артист, директор и униформист, но каждый слон, крокодил и собака. В этом году цирковой фотограф Григорий Поляк отмечает 35 лет профессиональной деятельности. Об этом его расспрашивал корреспондент «ВМ».— 35 лет. Цирк знает и куда более долгие карьеры. — Я ощутил, что давно работаю в цирке, когда понял, что снимаю на манеже повзрослевших внуков тех артистов, которых снимал почти детьми. Я пережил 13 генеральных директоров Союзгосцирка, а потом и Росгосцирка! — Помнишь первую съемку? — Я отлично помню их все! — Это удивительное свойство цирковых помнить все: состав программ, даты и города гастролей... Так что же все-таки снимал в первый раз? — Программу в старом цирке на Цветном, в ней работала воздушная гимнастка Елена Дроздова. Ее фотографию тут же поместили в журнал «Эстрада и цирк» на вторую обложку, а тогда это было круто! Потом я снимал дрессировщика Валерия Кузьмина с крокодилами, и тут же появились календари с этим фото. Вот как-то так все и началось. — Ты застал расцвет советского цирка. Что ты, глядя через объектив, можешь сказать: почему все кричат о кризисе? — Не буду говорить об экономике и творчестве, скажу о своем ремесле. До начала 1990-х выпускались большие цирковые афиши, плакаты и календари, книги и альбомы о цирке. Их было много, и все они находили покупателя. На складах точно не гнили. Особо продвинутые художники нас всегда ругали, но наши плакаты всегда занимали места на соответствующих конкурсах. — А что, такие были? — И сколько! Больше того: когда наши артисты в 1990-х поехали за рубеж, многие захватили с собой советские плакаты и афиши. И потом рассказывали мне, как продавали плакаты за 1–2 доллара, что позволяло не умереть от голода... Эти плакаты, афиши, наборы открыток и многое другое из того, что мы тогда выпускали, до сих пор висят в гримерках, хранятся как память о времени, которым цирковые гордятся. — А что теперь? — Плакаты не делают, цирковой альбом — почти забытый жанр. Сейчас снимать приходится в основном для интернета, а это уже не тот уровень. — Не будем о грустном... «ВМ» вот уже второй год пишет о цирке. Так что все образуется! — Хотелось бы, чтобы это случилось в этой жизни. Ну а пока... Что остается цирковому фотографу? Ловить удачный кадр и записывать цирковые шутки. ИЗ ЖИЗНИ Снимаю в Ереване знаменитый цирковой спектакль «Карнавал мира». Захожу в гримерку к руководителю номера джигитов Казбеку Плиеву, чтобы обсудить предстоящую съемку. Его жена Галина спрашивает: — Вам чай или кофе? — Мне все равно. — Тогда кофе — он дороже... ■ Еду в командировку снимать представление в ярославском цирке. Поезд опаздывает. Я начинаю нервничать, хожу по вагону, постоянно поглядываю на часы. Со мной в купе едет старик. Видя мое состояние, спрашивает: «Что ты нервничаешь, в Ярославль все равно доедем!» Отвечаю, что опаздываю на работу. — На какую работу? — удивляется старик. — Вечером работают только воры и артисты. На артиста ты не похож! Пришлось объясняться.

Снова поймать удачный кадр
© Вечерняя Москва