Войти в почту

"Обида на прессу" как показатель работы "Спартака" в области пиара

В субботу "Спартак" наконец-то прервал свою безвыигрышную серию в премьер-лиге и победил "Рубин". По счёту всего 1:0, по игре же "красно-белые" были на голову сильнее, напомнив себя образца прошлого чемпионского сезона. Вдвойне эта победа была важнее накануне старта в Лиге чемпионов, где уже в среду москвичам предстоит поединок против "Марибора". Вопросов к игрокам было немало, но футболисты … отказались общаться с прессой. Директор департамента по связям с общественностью "Спартака" Леонид Трахтенберг объяснил это обидой футболистов на прессу. Конечно, это была неудачная шутка, но она многое подчёркивает в том, как москвичи проводят PR-деятельность. Embed from Getty Images Во всем мире уже давно поняли, что успех проекта зависит чаще от маркетинга, а не от качества продаваемого товара или оказываемой услуги. Чем лучше раскрутить, тем больше будет клиентов, что позволит больше зарабатывать. В футболе это прекрасно работает с поправкой, что зарабатывать надо больше, чтобы пытаться добиться максимального результата. Ярким примером выглядит английская премьер-лига, это самый раскрученный чемпионат, за счёт этого местные клубы плавают в деньгах. Испанские клубы могут каждый год выигрывать еврокубки, а местные сборные - всевозможные чемпионаты от взрослых до юниорских. Местным командам кроме трёх приходится постоянно продать лидеров, чтобы сводить концы с концами. В Англии же, даже вылетая из премьер-лиги, получаешь шикарный "парашют". К сожалению, в России свой путь. Маркетинг, пиар – это всё малознакомые слова. Большинство отечественных клубов живёт абсолютно в ином мире, не думая о болельщиках. Весной я общался с руководителями одного клуба ПФЛ из столицы своего немаленького региона, узнавал, почему они не развивают такой простой канал общения с поклонниками как социальные сети. Ответ лишь доказывает всю глубину "познания": "Всем известно, что в этих специальных компьютерных программах нет нормальных людей, которые придут на стадион". "Спартак" к счастью чуть продвинутее своих коллег. У "красно-белых" есть и твиттер, и фейсбук, и инстаграм, и ВКонтакте, и канал на ютьюбе, и даже страничка на гугл плюс. К сожалению, всё это, так или иначе, существует для галочки. Как и вся работа с прессой и общественностью. В субботу футболисты "Спартака" проигнорировали журналистов. Некоторые болельщики команды на сайтах даже поддерживают это решение, мол так их, продажных писак. Ок, вот только кому стало хуже от того, что не было прямой речи? Журналистам? Глупости. Нашей братии "красно-белые" скорее облегчили вечер – меньше работы за те же деньги. А вот как раз болельщики не получили мнение футболистов. "Рубин" после провального матча специально привёл Моритца Бауэра и Рагнара Сигурдссона, чтобы они прокомментировали итоги встречи прессе для болельщиков. Когда игроки не общаются с прессой, когда нельзя узнать их мнение, всё заканчивается падением интереса к клубу. Можно сколько угодно выигрывать трофеи, стабильно давать результат, но этого в современном мире мало. Без пиара всё это коту под хвост. Не верите? Ок, назовите без википедии состав волейбольной сборной России, которая недавно выиграла чемпионат Европы. Думаете в футболе не так? Посмотрите на наполняемость стадиона ЦСКА. Армейский клуб – гегемон в России последних 20 лет, который выиграл всё. Построили новый стадион, почти в центре города, а он пустует. Пустой стадион – это ведь не плохая телекартинка. Пустой стадион – это показатель для потенциального спонсора. Компания смотрит на количество болельщиков и видит количество своих потенциальных клиентов, а вот сезоны в Лиге чемпионов сами по себе потенциальных партнеров мало интересует. Кстати, на матче "Спартака" в субботу было чуть менее 30 тысяч зрителей. В постчемпионский сезон, в выходной день, в хорошую погоду, против сильного соперника. Для России результат неплохой, но в мировых масштабах – это ужас. И не говорите, что это итог неудач в последних турах. Кончено, есть любители футбола, которые ходят чисто ради самого футбола, но ими заполнять стадионы очень сложно. В конце концов не тот у нас уровень футбола, чтобы на него бежать толпами. Чтобы шли люди, нужно делать шоу и продвигать его. С первой частью тот же "Спартак" более или менее справляется, а со второй – беда. Embed from Getty Images Показательным в этом смысле является момент покупки билетов на матчи "Спартака" на сайте клуба. Эта страница перманентно падает. Фанаты футбола, конечно, будут пробовать ещё и ещё, пока не купят билеты, а вот случайные интересующиеся просто откроют другой сайт с расписанием кино или спектаклей и уйдут туда. Сайт клуба, который недавно обновили, вообще беда. Он начал функционировать с большим количеством недоделок, которые исправляют на ходу, но вот раздел "руководство", например, до сих пор пустует. Ещё показательно, что из 32 клубов, участвующих в Лиге чемпионов, лишь у одного нет английской версии портала. Вот у словенского "Марибора" есть, у кипрского АПОЭЛа есть, у дебютанта азербайджанского "Карабаха" есть. У "Спартака" же свой путь. Мелочь, но показательная. Для сравнения у "Зенита" есть версии сайта на двенадцати иностранных языках. Если же говорить более глобально, чем вопрос сайта и соцсетей, то все конфликты вокруг "Спартака" – это итог неважной работы в области пиара. Если у вас уходит врач или водитель, может имеет смысл подписывать с ним договор о неразглашении, доплатив небольшой по меркам клуба "парашют"? Это нормальна практика для больших корпораций. В деньгах потери серьёзной не будет, зато не появится скандальных интервью, которые породят бурление различных субстанций. Выход или невыход футболистов в микст-зону сам по себе кардинально не изменит PR-деятельность клуба. Просто это показывает ход мыслей клуба. Пока считается нормой игнорирование прессы, а шутка про обиду на журналистов кажется уместной, всё в целом останется на том же месте. Можно сколько угодно повторять фразу про самый популярный клуб России, но пока одни это говорят, тот же "Зенит" работает и стремительно несётся к тому, чтобы это звание отобрать. Кстати, в иностранных государствах питерцы уже точно не менее известны, чем "Спартак". И дело не в трофеях. Дело – в пиаре. Константин Евграфов (@graf_tantin)

"Обида на прессу" как показатель работы "Спартака" в области пиара
© Евро-футбол.Ру