Сможет ли победившая в Словакии "пророссийская" партия Роберта Фицо реализовать предвыборные обещания
Победа на выборах в Словакии политической силы, лидеру которой в ходе избирательной кампании его оппоненты приклеивали "пророссийский" ярлык, не означает принципиального изменения курса страны в будущем. Бросающееся в глаза стремление большинства западных СМИ представить главу партии "Направление - социальная демократия" экс-премьера Роберта Фицо в качестве реальной или гипотетической "руки Кремля" и будущего возмутителя спокойствия внутри Евросоюза не более чем пропагандистский ход, чтобы принизить значимость словацких выборов.
И тем самым сделать их не символическим прецедентом для Старого Света, а абсолютно неприемлемым явлением внутри Евросоюза. Такое внешнее давление, созданное еще до начала переговоров о коалиции среди прошедших в парламент Словакии партий, подрывает планы Фицо вновь занять пост главы правительства. Это увеличивает шансы противников Фицо из пробрюссельской "Прогрессивной Словакии" сформировать собственный объединенный блок - разница в шесть процентов голосов с победителем выборов делает реализацию такого сценария вероятной. Так что говорить о безоговорочной победе в Словакии противников поставок оружия Киеву не приходится.
Даже в том случае, если Роберт Фицо найдет подходящих союзников среди прошедших в парламент небольших партий, это вовсе не означает, что такая коалиция продолжит критиковать Евросоюз и НАТО, а также заблокирует принимаемые на общеевропейском уровне решения по Украине. Появление новых партнеров придаст политической силе Фицо больше осмотрительности - особенно если принять во внимание, что ближайшие шаги Братиславы европейские СМИ будут в буквальном смысле рассматривать под микроскопом. Тем не менее победа блока "Направление- социальная демократия" несомненно стало явлением в жизни Старого Света, на которое западные политтехнологи не могут просто закрыть глаза. В пятимиллионной Словакии успеха добилась партия, поставившая во главу предвыборной программы национальные интересы.
В пятимиллионной Словакии успеха добилась партия, поставившая во главу предвыборной программы национальные интересы
Сторонники Фицо подвергали критике общеевропейские проекты, которые ничего не давали самой Словакии или же усиливали социальную напряженность в обществе. Иными словами господин Фицо предложил избирателям ответить на вопрос: "насколько своя рубашка им ближе к телу?", после чего наглядно продемонстрировал коллегам по Евросоюзу итоги плебисцита.
Еще в 2022 году отвечавшие за экономический блок в правительстве Словакии чиновники предсказывали, что введение антироссийских санкций в сочетании с проевропейским курсом принесет стране колоссальные проблемы. Тогдашний премьер Эдуард Хегер обращался к Евросоюзу за помощью, чтобы тот компенсировал Словакии резкий скачок цен на электроэнергию. Речь шла о миллиардах евро, без которых счета за электричество достигали 10 процентов семейных расходов. Еще один прошлогодний прогноз от председателя Национального банка гласил - минимальный рост цен в стране будет не ниже 18 процентов. В Брюсселе эти показатели приняли к сведению, но ничего для помощи Словакии не сделали. В 2023 году хлеб, яйца, молочные продукты в магазинах Словакии подорожали более чем на 20 процентов, растительные и животные масла - на 40 процентов. К этому добавились демпинговые цены на украинскую сельхозпродукцию, разорявшие местных фермеров. Только в апреле правительство Словакии ввело временный запрет на ввоз ряда продтоваров с территории Украины.
Значительная часть словацких избирателей, живущих вне Братиславы, не захотела и дальше проявлять терпение и испытывать жизненные трудности в интересах Киева и Вашингтона, что нашло отражение в результатах парламентских выборов. Тогда как более обласканные европейскими грантами и вниманием столичные избиратели, напротив, голосовали против партии Фицо, за его оппонентов из "Прогрессивной Словакии".
Сможет ли Фицо, если станет премьером, выполнить данные в ходе избирательной кампании обещания? По большинству пунктов - нет. Предыдущее правительство Словакии сделало все возможное, чтобы связать руки его преемникам. Способна ли Братислава самостоятельно отменить санкции против Москвы или добиться этого на общеевропейском уровне? Ответ очевиден. Небольшая Словакия может лишь временно затруднить принятие новых ограничительных мер против России, однако полностью заблокировать этот процесс не в состоянии. Скорее, все традиционно сведется к торгу - что получит Братислава из европейских фондов за согласие солидарно голосовать. Или чего лишится, если проявит упрямство.
Словакия сдержит обещание и прекратит поставки вооружений Киеву просто потому, что у Братиславы, по словам Фицо, "больше нет оружия, которым можно было бы пожертвовать". Однако именно этот факт делает позицию Словакии уязвимой. Прежний кабинет практически полностью опустошил арсеналы, незаконно передав советское и российское оружие Киеву. Расчет был на новые вооружения, прежде всего, от США и частично от производителей из Европы. Но их Братислава не получила. И будущему правительству Словакии неизбежно придется скорректировать курс, в том числе по украинскому вопросу, если оно рассчитывает на американские и европейские вооружения. Или же словаки останутся у разбитого корыта, что также возможно. Излишне радикальные шаги в отношении Киева неизбежно отразятся на обороноспособности самой Словакии. Правительству Фицо с этим придется считаться.
Эксперты сравнивают экономическую ситуацию перед выборами в Словакии с нынешними трудностями, которые переживает Германия
В России, безусловно, надеются, что пришедшие к власти в Словакии новые политики будут налаживать с Москвой экономическое сотрудничество в рамках немногих еще сохранившихся для этого "окон". Но насколько такие шаги останутся в перспективе без последствий для самой Братиславы, сегодня утверждать трудно.
Согласно соцопросам, в Словакии зафиксирован наименьший уровень поддержки действий НАТО - только 51 процент населения выступает за то, чтобы страна оставалась членом блока, а 60 процентов хотят немедленного прекращения помощи Украине. Однако за политическую силу Роберта Фицо, которая в ходе избирательной кампании критиковала альянс и поставки Украине, проголосовало существенно меньше избирателей - чуть больше 23 процентов. Кого поддержали остальные противники НАТО, ясности нет.
Эксперты сравнивают экономическую ситуацию перед выборами в Словакии с нынешними трудностями, которые переживает Германия. Общего действительно много - это и появление "компаний-зомби", вынужденных закрываться из-за неплатежеспособности, и отток квалифицированных кадров, и запредельные цены на электроэнергию. А также наличие в ФРГ политической силы - "Альтернативы для Германии", которая жестко критикует проамериканский курс Берлина и его неспособность выправить экономическую ситуацию, что уже привело к падению Германии на 22-ю позицию в международном рейтинге конкурентоспособности.
Так что выводы в отношении будущей избирательной стратегии на примере ситуации в Словакии предстоит сделать как нынешней немецкой оппозиции, так и проевропейским лоббистам. Следующие федеральные выборы в Германии состоятся в 2025 году. К этому времени наверняка станет понятным, смогла ли победившая в Словакии партия Фицо реализовать предвыборные лозунги, защитить национальные интересы и улучшить положение страны. Или весь пар ушел в свисток…