Войти в почту

Можно ли в России жить без регистрации

1 октября 1993 года россиян избавили от кабальной прописки, которая, по сути, не фиксировала место проживания, а разрешала или запрещала жить в определенных местах. Вместо нее ввели регистрацию по месту жительства и месту пребывания. Эта процедура, впрочем, за прошедшие 30 лет так и не была доведена до совершенства, сохранив немало недоработок и проблем. Так, сегодня звучат предложения о необходимости ужесточения миграционного контроля в условиях проведения СВО, о введении особого порядка регистрационного уведомления для приезжих, об уменьшении срока пребывания в России по разрешительному документу с трех месяцев до одного. О том, как менялась система регистрации граждан в России, в нашем материале.

Можно ли в России жить без регистрации
© Парламентская газета

Для обложенья, береженья и пригляда

Институт контроля государства за местом жительства и пребывания человека зародился в древности, чтобы облегчить сбор подати (налога) и «держать своим людишкам береженье, чтоб пригляд был, чтобы дурна некоторого не учинили», объясняется в одном из российских документов XVI века.

«Иван Грозный вел строгий учет, какая из боярских семей чем и кем владеет, — рассказала «Парламентской газете» доктор философских наук профессор РАНХиГС Татьяна Иларионова. — Петр I в 1718 году провел перепись населения, чтобы узнать, «сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола». Вели учет и иностранцев, для чего их компактно расселяли: в Москве, например, в Кукуе и Немецкой слободе. Приглашенных Екатериной II десятки тысяч немцев разместили в Поволжье и на Урале и запретили покидать колонии без разрешения конторы опекунства иностранных граждан. Десятки тысяч евреев, влившихся в Россию после раздела Речи Посполитой, ограничили чертой оседлости».

В 1803 году Александр I ввел для купцов, мещан и крестьян паспорта, раньше выдаваемые только путешественникам. Это был новый документ регистрации, учета и контроля населения, отметила эксперт, где фиксировались личные данные владельца и место его жительства. Всякий прибывший в город обязан был регистрироваться. За пребыванием человека по адресу регистрации следили полиция и ее многочисленные помощники — дворники в городах и старосты в деревнях.

После присоединения к России огромных пространств Северной Евразии Николай I принял устав о паспортах и беглых. Он и заложил основы отечественного миграционного законодательства. Рост мобильности населения утвердил власти в необходимости сохранять привязку человека к определенному месту жительства. Институт прописки действовал в нашей стране на протяжении почти всего ХХ века. Царский манифест 17 октября 1905 года упрочил ее статус, так как только она давала право участия в выборах.

Вместо разрешения — уведомление

«Декрет Совнаркома 1925 года о прописке граждан в городских поселениях провозгласил поначалу ее уведомительный характер, — рассказал нашему изданию первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Даниил Бессарабов, — но жизнь внесла поправки. Революция и Гражданская война сдвинули с места миллионы людей. Особым магнитом стала столица. Число ее жителей лишь за 1932 год выросло на 16 процентов».

Паспортизация горожан 1933 года с пропиской по месту проживания имела целью сдержать хаотический приток населения в крупные города и контролировать миграционные потоки. Городские дома перешли в госсобственность, а их жильцы стали квартиросъемщиками.

«Разрешительный порядок прописки подкреплялся целым рядом мер, — отметил депутат. — Например, в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик, пограничных районах свободная прописка запрещалась. Список из 340 режимных территорий лишь в 1953 году уменьшился на 150. Получить заветный штамп в паспорте можно было лишь через направление на работу или брак с гражданином, живущим в данном пункте».

При этом за нарушение правил прописки граждане подлежали привлечению к ответственности в виде штрафа до 100 рублей, а при повторном нарушении — уголовной ответственности в виде исправительно-трудовых работ сроком до шести месяцев или лишения свободы на срок до двух лет.

Вопрос о неконституционности разрешительного порядка прописки поднял в 1990 году Комитет конституционного надзора СССР, усмотрев здесь ограничение права граждан на выбор свободы передвижения, местожительства и пребывания. Возглавлял его тогда известный ученый-правовед Сергей Сергеевич Алексеев, затем один из авторов Конституции РФ, напомнил «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев.

«Закон от 1 октября 1993 года поменял разрешительный порядок на уведомительный, а двумя месяцами позже Конституция РФ подтвердила эту норму в статье 27, — подчеркнул депутат. — Разница между пропиской и регистрацией по месту пребывания в том, что первая требовала разрешения властей, а вторая предполагает лишь их уведомление».

Где жить — выбирай сам

Регистрационный учет граждан есть в любом государстве. Он облегчает организацию жизни населения и принятие управленческих решений — от регулирования потоков людей до предоставления им государственных или муниципальных услуг, расчета потребности в больницах, школах, детсадах, транспорте и прочем.

«Конечно, прописка облегчала государству борьбу с преступностью, регулирование миграции и перенаправление рабочей силы в интересах экономики, однако в XXI веке стала юридическим нонсенсом, — отмечает Даниил Бессарабов. — Она ограничивала одно из основных личных прав гражданина — свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Этим благом современный человек поступиться не может, но не надо воспринимать его как вседозволенность».

Отмена прописки широко открыла ворота для внутренних и внешних миграций населения, отмечает профессор Татьяна Иларионова. За рубеж выехали сотни тысяч россиян, а к нам направились миллионы русскоязычных жителей стран СНГ. Внутри страны возник массовый поток селян и жителей малых городов в мегаполисы. А население Москвы за 30 лет выросло с 9 до 13 миллионов, Санкт-Петербурга — с 4,9 до 5,6 миллиона человек.

Два вида регистрации

Закон не запрещает получать социальные, медицинские и образовательные услуги при отсутствии регистрации, но на практике ее нередко требуют. Например, если надо подтвердить место жительства, прикрепиться к поликлинике, получить маткапитал на первенца, прописать детей для поступления в детсад и школу.

При ее наличии легче оформить документы для надбавки и выхода на пенсию раньше срока, подать заявку на кредит и участие в голосовании на ближайшем избирательном участке. Туда, где живешь, приходят почтовые отправления и судебные повестки.

Есть два вида регистрации. Постоянная (по месту постоянного жительства) должна быть оформлена в течение семи дней с момента смены местопребывания, например, при переезде на ПМЖ из субъекта в субъект. И временная — по месту пребывания сроком свыше 90 дней, оформляемая раз в три месяца. Ее можно оформить на срок до одного года, при необходимости продлевать не дольше чем на пять лет, а потом оформлять заново. Регистрация выполняется в столичных центрах госуслуг и отделах по вопросам миграции или онлайн — на портале gosuslugi.ru.

Отсутствие регистрации наказывается штрафом: для граждан — от 2 до 3 тысяч рублей, нанимателей или собственников (физлиц) — от 2 до 5 тысяч рублей, юрлиц — от 250 до 750 тысяч рублей. Его размер в Москве и Санкт-Петербурге еще выше: соответственно 3—5 тысяч, 5—7 тысяч для собственников жилья и 300—800 тысяч для юрлиц.

Иностранным гражданам регистрация нужна для официального трудоустройства. При въезде в РФ они должны получить миграционную карту, позволяющую находиться в стране до 90 суток. При наличии оснований ее можно либо продлить, либо выехать за пределы РФ на три месяца. Уведомляет о прибытии и последующем убытии гостя принимающая сторона.

Постановку на учет по месту пребывания оформляют иностранцам, у которых есть документ, подтверждающий такое право: виза, РВП или ВНЖ. По данным МВД, в 2022 году на миграционный учет поставлено 16 870 094 иностранных гражданина и лица без гражданства. Более 2/5 регистраций пришлось на Москву и Подмосковье, 12,8 процента — на Санкт-Петербург и Ленобласть.

Жить там, где зарегистрирован

«В сфере регистрационного учета есть различные проблемы, — констатирует Эрнест Валеев. — Так, закон разрешает временно прибывшим россиянам находиться в регионе без уведомления до трех месяцев. В условиях СВО у глав администраций Брянской и ряда других субъектов появились запросы к законодателям о необходимости особого порядка регистрационного уведомления для приезжих из новых территорий РФ. Видимо, следует ужесточить контроль». И сейчас депутаты готовят предложения, учитывающие эти потребности.

Требуют уточнения, по его словам, и моменты, связанные с арендой жилья. «Сегодня гражданин должен заявить о ней в ОВД, придя вместе с собственником, который подтвердит его выбор. В законе эти условности не прописаны. Мы подумаем, что здесь сделать, — сообщил депутат, — чтобы не пострадал баланс интересов — свободы гражданина и обеспечение безопасности. Следует отревизовать законодательство с учетом реалий».

Первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков разделяет озабоченность коллеги. «Громадные массы граждан зарегистрированы в одном месте, а живут в другом, — заявил он «Парламентской газете». — У меня самого сестра моей жены живет то у нас, то в своей квартире по месту регистрации. Уведомительный порядок, конечно, это идеально. Но зачем при этом тащить с собой на регистрацию арендодателя, который не хочет лишних хлопот?»

Выход в том, чтобы упростить процедуру, полагает парламентарий. Что, до каких пределов, в какой срок — другие вопросы. Но мы должны стремиться к тому, чтобы люди жили там, где зарегистрированы.

«Есть и другие нюансы, — считает он. — Три месяца без регистрации — это, на мой взгляд, многовато. Почему не месяц? Если процедуру упростить, можно вполне остановиться на 30 днях».

Граждане имеют право выбирать, куда им ехать и где жить, но это не освобождает их от обязанности уведомлять органы власти о своих перемещениях, убежден и Даниил Бессарабов. «В отношении трудовых мигрантов следует более четко регулировать правоприменение, — констатирует депутат. — Мы должны защитить граждан РФ, отечественный рынок труда, наши культурные ценности и национальную безопасность. А тех, кто незаконно находится на территории России, — привлекать к ответственности и депортировать».