Обновлено в 21:15
Российская промышленность в сентябре резко замедлила повышение отпускных цен, показал опрос Института Гайдара. Исследователи назвали это «первым успехом борьбы регулятора с очередной волной российской инфляции», написало РБК со ссылкой на результаты опроса.
В то же время сентябрьский мониторинг ЦБ показал, что рост цен на продукцию и услуги предприятий ускорился. На это в Институте Гайдара ответили, что ЦБ для сентябрьского доклада просил предприятия оценить августовскую динамику, а в опросе его лаборатории отражена динамика в сентябре. Августовский опрос института показывал ускорение роста отпускных цен. Кроме того, исследователи подчеркивают, что в мониторинге ЦБ, в отличие от опросов института, участвуют не только предприятия промышленности, но и других видов экономической деятельности, включая торговлю, услуги и транспорт.
Наблюдается ли замедление повышения отпускных цен на производстве? Business FM спросила об этом у спикеров-промышленников:
Председатель правления Российской ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности Юрий Лахтиков:
«Сейчас приспособились, и цены стабилизировались, такого резкого роста сейчас не наблюдается. Покупательная способность населения снизилась за это время, и мы не видим, чтобы росло потребление, если мы говорим о целлюлозно-бумажной продукции. Поэтому для внутреннего рынка, который у нас сейчас приоритетный, мы не можем повышать цены — продукцию просто не будут покупать, за исключением самых необходимых сортов и марок. У нас ассоциация, которая объединяет большинство предприятий ЦБП, ведущих комбинатов, у всех разная политика, но совершенно точно ни один из комбинатов повышать цену на свою продукцию в ближайшее время не планирует».
***
Предприниматель, владелец компании «Дымов» Вадим Дымов:
«Растут цены на топливо — очень серьезно выросли цены, и мы, конечно, крайне не заинтересованы поднимать цены. Более того, сети часто быстро согласовывают любое увеличение цены. Поэтому я бы радовался, если бы цены замерли и не росли. Но, к сожалению, не я управляю экономикой. Все вокруг растет, сырье растет. В прошлом месяце был серьезный рост цен на основное сырье, и свинина выросла очень сильно за последние три месяца, поэтому я не знаю, о чем вы говорите, когда говорите о замедлении. Мы взаимодействуем с нашими сетевыми операторами, они все время беспокоятся о том, чтобы покупатель получал товар по максимально доступным ценам. Поэтому мы не можем огульно поднимать цены, нам никто этого никогда не дает».
***
Гендиректор MB-Barbell Вадим Маркелов. Его компания производит уличные тренажеры и поставляет свою продукцию в 40 стран:
— В данный момент мы не поднимаем цены на свою продукцию и стараемся их удерживать в определенных коридорах, где-то даже снижать. В основном это связано с тем, что покупательная способность падает, поэтому предприятие переходит в сберегающий режим. Предприятие старается не инвестировать деньги в развитие и старается за счет амортизации своего оборудования удерживать цены для того, чтобы оставаться на плаву и сохранять рабочие параметры. Уход в спячку. Потом, надеемся, придет благоприятный период, когда предприятие сможет снова пойти вверх и продавать дороже, иметь оборотные средства. И самое главное — иметь средства на покупку оборудования. Мы считаем, что сейчас не время увеличивать цену, потому что мы потеряем темп и шанс для сохранения самого предприятия. Мы просто можем варьировать внутри предприятия, предположим, уйти на низкомаржинальный продукт, но в массовом объеме он будет давать оборот и позволять предприятию развиваться. У нас есть еще достаточно активный экспорт, нам сейчас его выгодно делать — такой курс для нас комфортный. На внутреннем рынке мы в каких-то местах не сильно выигрываем, а за счет именно курсовой разницы мы выигрываем на экспорте довольно хорошо и получаем хорошую маржинальность.
— У вас сейчас энергосберегающий режим?
— В России — да, а на экспорт мы сейчас еще увеличили цену на 10%, потому что люди готовы платить за это. И экспорт все-таки не падает у нас, слава богу.
***
Директор по маркетингу и стратегии «Натэк — Нефтехиммаш» Дарья Буйлова:
— Я очень удивлена этой статьей. У нас, конечно же, нет никакого замедления роста, к тому же у нас комплектующее оборудование, очень большой процент металла в закупе. Никто цены не снижает, никто не останавливает, и наша себестоимость растет.
— Государство сейчас каким-то образом регулирует отпускные цены в вашей отрасли?
— Нет, у нас коммерческая структура, сейчас никак не регулирует.
— Спад роста производственных отпускных цен в перспективе, может быть, будет?
— С нашей стороны, мы это не замечаем, это не планируется. Наши поставщики, которые поставляют нам, это не заявляют. Я даже, если честно, не знаю, как это можно отрегулировать, как это можно сделать, опять же, с повышением цен на материал, увеличением кредитной ставки и так далее. Я не вижу перспективы в этом.
***
Совладелец и президент корпорации «Технониколь» Сергей Колесников:
«Пока мы этого не наблюдаем, пока цены еще растут, но ожидание, что в октябре они уже перестанут расти. В сентябре цены выросли фактически на все основные виды сырья, которыми пользуется компания. То есть в сентябре и в августе был рост цен примерно с шагом от 5% до 8% каждый месяц. И плюс мы еще с 1 октября будем индексировать зарплату всего производственного персонала на 10%. Одна из основных проблем — высокий спрос на производственно-технический персонал. Мы компания, которая платила всегда рынок либо рынок плюс, и видим, что зарплаты в нашем секторе, а именно это инженерно-технический персонал, электронщики, слесари, главные инженеры, специалисты АСУ ТП, пользуются очень большим спросом. Есть версия, что высокий спрос связан со спросом со стороны военно-промышленного комплекса, поэтому мы, чтобы не отставать от рынка, в третий раз индексируем зарплату. Но отпускные цены еле-еле успевают, они даже отстают, цены на сырье растут быстрее. Цена на полистерол выросла на 60% с начала года и дальше будет расти, цена на битум выросла в два раза. Неужели вы правда верите, что мы сможем удерживать цены, если у нас маржа колеблется от 25% до 30%? С февраля все наши предприятия работают на 100% с лишним, те вливания, которые сделало правительство, оно влило в первом полугодии на 3 трлн рублей больше расходов, чем в прошлом году. Мы почувствовали резкий рост спроса во всех сегментах — сначала в области промышленного гражданского строительства, инфраструктурного строительства, а уже с июля спрос перекатился в сектор индивидуального жилищного строительства».
***
Директор фабрики «Союз-мебель» Станислав Воробьев:
— В нашей отрасли точно нет, цены поднимаются, мы за сентябрь тоже цены поднимали дважды. Базовых причин две. Во-первых, это курс, потому что, что бы мы ни делали, все равно в структуре себестоимости почти всех продуктов заложен курс национальной валюты. Прямо либо косвенно, но он точно есть. А вторая причина, наверное, скорее хорошая, но хорошая для производителей, нежели для потребителей: это спрос, превышающий предложение. То есть очевидно же, что в экономике есть действия так называемого бюджетного импульса, и очень много платежеспособного потребительского спроса вышло как раз в легкую промышленность. И что самое в этом печальное, что еще и производить некому, потому что очень сильная нехватка кадров, очень сильная нехватка персонала. Поэтому приходится регулировать отпускными ценами.
— Не хватает каких специализаций?
— Да абсолютно всех — ни технологов, ни станочников, ни любой специализации рабочих профессий. Падение спроса мы не фиксируем, но прогнозируем. По моим личным расчетам, это 9-13 месяцев, грубо говоря, через год ощутимо. Пока все продается и потребитель не уходит, есть же красивая фраза, что потребители голосуют ногами, то есть он либо приходит, либо уходит. Пока что приходит.
Эксперты, опрошенные РБК, считают, что пока рано говорить и об успехах в борьбе с инфляцией. По их мнению, данных опросов за один месяц недостаточно для выявления тенденции. Индекс цен производителей в целом гораздо более волатильный показатель, чем индекс потребительских цен, поэтому делать выводы на основе его краткосрочного замедления преждевременно.