Судьбу электросамокатов взялся решить Молодежный парламент
В осеннюю сессию депутаты Госдумы планируют заняться проблемой участившихся ДТП с участием электросамокатов и предложить решения, которые могут стать нормами закона. Об этом председатель Госдумы Вячеслав Володин сказал 17 сентября, встречаясь с членами обновленного Молодежного парламента при нижней палате. Спикер предложил начинающим законодателям подключиться к этой работе. Как данную задачу будут решать, «Парламентской газете» рассказал вновь избранный председатель Молодежного парламента Артем Николаев.
Без тормозов
Попадающие в СМИ сведения об авариях с участием электросамокатов для россиян уже стали чем-то привычным. Четвертого сентября подмосковное управление Следственного комитета в своих соцсетях сообщило, что в Мытищах погиб подросток, влетевший на электросамокате в дерево, возбуждено уголовное дело. В августе задержали курьера на электровелосипеде, который насмерть сбил женщину в Москве. Инцидент произошел, когда потерпевшая переходила дорогу. Ее госпитализировали с множественными переломами и травмами, через две недели она скончалась. Злоумышленник помощь женщине не оказал, экстренные службы не вызвал, а скрылся с места совершения преступления. В июле председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело по факту наезда элетросамокатчика на беременную женщину в Краснодарском крае. Будущая мама переходила дорогу по регулируемому пешеходному переходу, однако это ее не уберегло.
В июле же первый заместитель главы Минтранса Андрей Костюк направил губернаторам и мэрам российских регионов письмо с просьбой усилить контроль за соблюдением правил дорожного движения пользователями средств индивидуальной мобильности (СИМ). Тогда же инспектор МВД РФ Виктор Стельмах сообщил, что количество ДТП с участием СИМ выросло на 50-60 процентов. «С 2021 года статистика сохраняется и идет на увеличение. Предполагаем, что это связано с популяризацией этого транспорта», — пояснил он.
Рынок СИМ в России — как частных, так и прокатных — составляет не меньше 500 тысяч единиц, а количество пользователей и поездок с каждым годом удваивается, уточнила в разговоре с «Парламентской газетой» директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман.
Решение назревшей проблемы депутаты Госдумы планируют предложить уже в этом году. «Будем работать с Правительством РФ, с Министерством внутренних дел и с регионами», — рассказал Вячеслав Володин.
Ранее, 15 сентября, в своих соцсетях политик организовал на эту тему опрос. По состоянию на 18 сентября проголосовало 209 500 человек: 41 процент из них считает, что необходимо ужесточить ПДД для водителей электросамокатов, 49 процентов — что нужно запретить прокат этих устройств, 10 процентов предложили оставить все как есть.
«Прочитал в том числе то, что пишут подписчики… Может быть, как вариант объединить две нормы.. С одной стороны — дать регионам возможность решать судьбу проката самокатов, потому что речь шла не о запрете, а именно о прокате, так как он несет главные проблемы. Ну и, конечно, чтобы те, кто ездит на самокатах, подпадали под действия правил дорожного движения. Там, где есть выделенные дорожки для велосипедистов, — это один разговор, а там, где нет и людей давят, — это другой», — отметил Вячеслав Володин.
Регионы не останутся в стороне
Минтранс России поддерживает нормативно-правовое и техническое урегулирование вопросов использования СИМ, сообщили в ведомстве на запрос «Парламентской газеты».
«В целях развития индивидуальной мобильности целесообразен комбинированный подход — установление приоритетов использования различной инфраструктуры и ограничений скорости и массы СИМ в зависимости от используемой инфраструктуры», — указали в Минтрансе.
В ведомстве также назвали направления дальнейшего развития законодательства. Это адаптация велосипедной и пешеходной инфраструктуры для разведения потоков пешеходов, СИМ и автомобилей, пропаганда соблюдения ПДД, установление зон ограничения и запрета СИМ, вводимых на местном уровне, а также контроль соблюдения установленных требований и развитие технологий, позволяющих осуществлять такой контроль.
«Этот вопрос действительно актуальный — он беспокоит не только жителей Москвы, но и жителей других городов, где развита аренда электросамокатов. Проблемой займется наша профильная комиссия», — рассказал «Парламентской газете» председатель Молодежного парламента Артем Николаев.
Вначале парламентарии планируют организовать работу по изучению общественного мнения во всех крупных городах России.
«Молодежный парламент сформирован по такому принципу, что в нем представлен каждый регион, причем представлен депутатом законодательного собрания,— то есть человеком, компетентным в вопросах законотворчества», — пояснил Артем Николаев.
После того как эта работа будет завершена, молодые парламентарии планируют представить в Госдуму конкретные предложения.