80% россиян регулярно покупают витамины и БАДы

80% россиян покупают витамины и БАДы регулярно: раз в несколько месяцев, раз в месяц или чаще, выяснили специалисты Ingate Дарья Гребенькова и Евгения Новикова. Исследование, которое провели в июне 2023 года, показало, что в обстановке постоянного стресса люди стали больше внимания уделять физическому и ментальному здоровью и приобретать витамины и БАДы для его поддержания. Результаты исследования есть в распоряжении Sostav.

80% россиян регулярно покупают витамины и БАДы
© Sostav.ru

Категории витаминов и БАДовРеспондентам был задан вопрос – «Какие витамины и БАДы они покупали за последний год?». У 71% опрошенных это были мультивитамины, 69% покупали биологические активные добавки, а 53% – моновитамины. При этом женщины покупали БАДы чаще мужчин – 73% против 57%. Каждый четвертый респондент указал, что в течение года покупал и БАДы, и мультивитамины, и моновитамины.

В топ-10 приобретаемых препаратов вошли: D3, Омега-3, мультивитамины для поддержания иммунитета, здоровья кожи, волос и ногтей, профилактики простуды, укрепления костей и суставов, успокаивающие, для поддержания работы мозга, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Также россияне покупают витамины для поддержки женского здоровья, пищеварения, детские витамины, для повышения энергии и тонуса, улучшения зрения и похудения.

При этом оказалось, что аудитория в возрасте 18-24 лет, в первую очередь, покупает витамины и БАДы для поддержания иммунной системы – 53%. 62% респондентов в возрасте 45-54 лет предпочитают покупать витаминные и минеральные комплексы. В остальных возрастных группах самым популярным был витамин D3. Чаще всего его покупают люди в возрасте 25-34 лет. Также женщины этой возрастной группы чаще остальных покупают БАДы для поддержания женского здоровья – 41% опрошенных.

Препараты для повышения умственной активности и поддержания здоровья сердца и сосудов, как правило, выбирают покупатели в возрасте 55+ лет, с долей 41% и 46% соответственно.

Если рассматривать покупку витаминов и БАДов с гендерной точки зрения, то результаты распределились следующим образом:

топ-5 для женщин: D3 (66%), Омега-3 (55%), мультивитамины (51%), для здоровья волос, кожи и ногтей (49%), для поддержания иммунитета (44%);топ-5 для мужчин: мультивитамины (55%), поддержка иммунитета (48%), D3 (48%), Омега-3 (46%), укрепление костей, суставов и хрящей (42%).

Как часто россияне покупают витамины и БАДы 80% россиян покупают витамины и БАДы регулярно. При этом данные распределились следующим образом: 56% – раз в несколько месяцев, 24% – раз в месяц и чаще, 16% – раз в полгода, 4% – раз в год и реже.

Практически все респонденты покупали БАДЫ для себя – 97%. Почти половина опрошенных также покупает их для других взрослых членов семьи – 47%, для детей покупает каждый третий – 35%.

Причины употребления витаминов и БАДовСамыми популярными причинами, по которым россияне начинают принимать витамины и БАды, оказались:

поддержание здорового образа жизни, помощь в достижении наилучших результатов – 82%;предотвращение заболеваний: потребители считают БАДы средством для профилактики и укрепления организма – 63%;лечение конкретных заболеваний или повышение эффективности лекарственной терапии – 36%;улучшение внешности – 30%.Также участники исследования назвали ряд других причин: чувство недомогания (31%), сбалансированность диеты (10%), достижение омолаживающего эффекта (10%), беременность, повышенные физические нагрузки, проблемы со сном (всего в совокупности 2%).

Отметим, что больше половины опрошенных – 63% – указали, что начинают прием БАДов по личной инициативе, без консультации со специалистом. И только 43% – после назначения препаратов врачом. Кроме того, 23% респондентов приобретают витамины после результатов биохимических исследований, 24% – по совету членов семьи или друзей.

Факторы, влияющие на выбор витаминов и БАДовИзучение стратегии поведения при покупке показало, что только 18% опрошенных постоянно приобретают одну и ту же привычную марку, а 46% готовы помимо привычных производителей витаминов и БАДов попробовать новые, ранее неизвестные. 4% респондентов отметили, что пробуют новые марки на постоянной основе.

В плане стран-производителей российским маркам отдают предпочтение 86% участников опроса. 32% предпочитают витамины, сделанные в Германии и США, 12% – в Индии, 10% – во Франции и Корее. Также респонденты называли марки из таких стран, как Турция (8%), Белоруссия (8%), Китай (6%), Великобритания (6%). Реже указывали витамины и БАДы итальянского, японского, канадского, израильского, шведского, тайского, норвежского, датского, венгерского и болгарского производства.

В равной степени доверяют отечественным и зарубежным компаниям 54% россиян. При этом уровень доверия среди женщин выше, чем среди мужчин (55% против 49%). Преимущественно отечественным маркам доверяют 22% респондентов (19% – женщины, 32% – мужчины), зарубежным – 21% (22% – женщины, 18% – мужчины). Не уверены ни в каком из производителей только 2% опрошенных.

Также мы изучили факторы, которые влияют на выбор витаминов и БАДов: качество состава (64%), цена (60%), предыдущий опыт употребления (48%), рекомендации экспертов (41%), репутация компании-производителя (39%). Женщины дополнительно назвали такой фактор, как отзывы о препарате в интернете – 39%. Мужчины указали, что обращают внимание на страну производителя – 41%.

Кроме того, нам удалось определить главный страх всех потребителей при покупке витаминов и БАДов – 49% опрошенных бояться столкнуться с подделкой. При этом россияне, которые совершают покупки офлайн, опасаются встретить некачественный товар меньше, чем те, кто покупает онлайн – 29% и 41% соответственно.

Среди опасений россияне также назвали побочное влияние, недоказанную эффективность, недоверие неизвестным брендам, наличие в составе запрещенных или опасных компонентов, отсутствие сертификатов качества, возможную передозировку.

Как и где россияне покупают витамины и БАДыВ ходе исследования установили, что 81% жителей России покупают витамины и БАДы онлайн, и только 19% предпочитают делать покупки в офлайн-аптеках и магазинах. Среди популярных площадок для заказа назвали: маркетплейсы – Ozon, Wildberries, AliExpress (61%), сайты аптек (56%), приложения аптек (42%), интернет-магазины с доставкой из других стран (22%), сайты сетевых компаний – Faberlic, Green Way, NL International (14%), интернет-магазины спортивного питания и товаров для здоровья (13%), приложения онлайн-сервисов (8%).

Интересно, что интернет-магазины спортивного питания мужчины выбирают на 10% чаще, чем женщины. Остальные площадки одинаково популярны и среди возрастных групп, и в группах по гендерному показателю.

Больше половины опрошенных указали, что онлайн-покупки привлекают их удобством сравнения цен (58%) и возможностью не тратить время на дорогу в аптеку (57%). При этом удобство сравнения цен при онлайн-заказе оценили 72% мужчин, что на 18% больше, чем среди женщин.

Офлайн-покупки привлекают россиян возможностью приобрести товар «здесь и сейчас» (72%). Из них 62% мужчин отметили, что делают выбор в пользу офлайн-формата из-за рядом расположенной аптеки. Это на 16% больше, чем среди женщин.

Где потребители замечают рекламу витаминов и БАДовПоловина всех опрошенных указали, что чаще всего замечают рекламу в поисковиках и на сайтах, а плакаты и брошюры в аптеках – 45%. Реклама в социальных сетях привлекает 36% пользователей, подавляющее большинство из которых – молодые люди в возрасте 18-24 лет (54%). У блогеров видели рекламу 23% опрошенных, из них всего 7% – аудитория в возрасте 55+. При этом 15% участников опроса никогда не видели рекламу витаминов и БАДов, подавляющее большинство среди них – люди в возрасте 24-35 лет (18%).

Кроме того, мы выяснили, что 81% всех участников опроса перед покупкой изучают информацию о витаминах и БАДах в Интернете, независимо от пола, возраста и дохода. Из них 47% респондентов обращаются к площадкам с реальными отзывами покупателей. Статьям на «Яндекс Дзен» доверяют 26% россиян в возрастной группе 18-24 лет, что на 14% больше, чем в группах других возрастов.

Какие изменения произошли на рынке витаминов и БАДов по мнению россиянРезультаты исследования показали, что 37% покупателей витаминов и БАДов за последний год заметили тенденцию к появлению на рынке российских брендов с продукцией высокого качества, а также 24% обратили внимание на выход производителей из других стран. При этом 46% опрошенных отмечают, что произошел значительный рост цен на препараты, а 31% указали на дефицит ряда товаров с уходом некоторых зарубежных производителей.

ЗаключениеНа основе результатов анализа мнений можно сделать следующие выводы:

большинство россиян принимают витамины и БАДы для укрепления и поддержания здоровья, а также для профилактики различных заболеваний;80% россиян покупают витамины и БАДы регулярно — раз в несколько месяцев, раз в месяц или чаще;46% респондентов готовы пробовать новые марки витаминов и БАДов;54% россиян в равной степени доверяют отечественным и зарубежным производителям, еще 22% отмечают, что доверяют преимущественно российским компаниям;63% россиян начали принимать витамины и биологически активные добавки по личной инициативе, исходя из своего самочувствия, по назначению врача – 43%, после сдачи анализов — 24%, по совету друзей и знакомых — 23%;качество состава и цена — самые важные факторы при принятии решения о покупке витаминов и БАДов.