Войти в почту

Профессор Сафонов оценил, возможно ли сократить рабочий день за счет включения в него времени на дорогу

Время, которое работники тратят на дорогу из дома до офиса и обратно, вряд ли возможно включить в норму рабочего времени, считает профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.

Профессор Сафонов оценил, возможно ли сократить рабочий день за счет включения в него времени на дорогу
© Российская Газета

Напомним, что Институт исследования проблем современной политики выступил с предложением сократить рабочий день за счет признания времени на дорогу из дома до работы и обратно рабочим временем. Соответствующее письмо направлено министру труда и соцзащиты РФ Антону Котякову.

"Данное предложение экономически несостоятельно. Если бы мы последовали в этом автору, то тем, кто тратит на дорогу 30 минут, надо устанавливать рабочее время на час меньше, а тем, кто тратит 1,5 часа, - на 3 часа меньше. При таком раскладе возникнет неравенство в оплате труда. Кроме того, в условиях дефицита кадров это выльется в рост инфляции из-за дополнительных издержек, сократится производство товаров и услуг, что приведет к падению роста экономики", - отмечает эксперт. И добавляет, что в целом сокращение длительности рабочего времени возможно только при условии резкого наращивания производительности труда за счет внедрения новых технологий и оборудования. А на это нужно время и значительные инвестиции.

Напомним, что в России установлена 40-часовая рабочая неделя. В среднем россияне трудятся пять раз в неделю по 8 часов. Но существуют и другие режимы работы.

Если в офис нужно приезжать к определенному времени, человек сам рассчитывает время в пути.

Между тем, 37% россиян едут на работу около часа. Столько же (37%) - до получаса. Каждый шестой (17%) тратит на поездку в офис около полутора часов, а 9% - два часа и более. Такие данные были получены в ходе опроса компании "Росгосстрах" и сервис проверки автомобилей "Автокод". И многие граждане, стоя в пробках или передвигаясь на общественном транспорте, продолжают выполнять рабочие задания. Но рабочим такое время не считается.

А вот если с человеком что-то случилось в дороге, то тут с работодателя можно и компенсацию потребовать. Хотя и здесь есть нюансы. Например, человек попал в аварию. Но чтобы требовать компенсацию, он должен ехать на работу на машине работодателя. Как вариант, он может ехать на своем автомобиле, но в этом случае использование личного транспорта в производственных целях должно быть согласовано с работодателем и где-то зафиксировано. К примеру, в трудовом договоре.

Если работник ехал на общественном транспорте или шел пешком, выплат не будет, так как полученные в этом случае травмы признаются бытовыми.

Но ситуация меняется, если ЧП случилось в командировке. Там работник выполняет служебное задание, поэтому, получив травму, может претендовать на выплаты. В этом случае не будет иметь значения даже то, какой транспорт он использовал: служебный или общественный.