Робот поможет жителям Москвы составить заявление в суд
Жители Москвы получили возможность воспользоваться "Интерактивным помощником": роботом, который поможет составить заявление в суд по типовым вопросам. В дальнейшем программа начнет работать по всей стране. Новость прозвучала в ходе совещания по вопросам расширения доступа граждан РФ к правосудию с использованием цифровых технологий. Как сообщается, совещание проведено по поручению председателя Верховного суда России Вячеслава Лебедева.
Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий Огуряев проинформировал участников совещания о реализуемых министерством мерах, направленных на запуск в 2024 г. суперсервиса "Правосудие онлайн".
В Москве уже реализуется возможность обращения в суды через МФЦ. При обращении гражданина в МФЦ оформляется подтвержденная учетная запись на портале gosuslugi.ru, а также личный кабинет на портале судов общей юрисдикции г. Москвы mos-gorsud.ru. Кроме того, доступными для граждан стали и дополнительные сервисы. В том числе "Интерактивный помощник" - система, которая позволяет в диалоговом режиме гражданам, не обладающим юридическими навыками, составить исковое заявление - шаблоны документов по наиболее востребованным, социально значимым жизненным ситуациям, и направить его в электронном виде в суд (семейные правоотношения, трудовые, гражданско-правовые, жилищные споры).
По состоянию на июль 2023 года на портале судов общей юрисдикции города Москвы зарегистрировано свыше 350 000 личных кабинетов. В личном кабинете гражданин сможет в том числе знакомиться с материалами дел в электронном виде.
Кроме того, в Москве реализуется цифровая Система учета и контроля оплаты постановлений, предназначенная для ведения и учета документов на оплату работы адвокатов и переводчиков, назначенных судом. Система предоставляет возможность сформировать электронную заявку на вызов адвоката или переводчика в судебное заседание. Функционал позволяет и формировать судебные акты для отправки на оплату как для постановлений на основе бумажных заявлений, так и на основании электронных заявлений.
В Московском областном суде, а также в районных судах Подмосковья в рамках пилотного проекта Судебного департамента при Верховном суде РФ осуществляется углубленная автоматизация процессов судопроизводства, нацеленная, прежде всего, на снижение служебной нагрузки на судей и аппараты судов. Типовые технические процедуры судопроизводства реализованы на базе разработанной в Московской области специальной системы автоматизации судопроизводства "Юнисервис", интегрированной с программными изделиями ГАС "Правосудие". Программа помогает выполнять рутинную работу, где не требуется человеческая мысль. В частности, система "Юнисерсвис" позволяет секретарю нажатием нескольких кнопок мыши автоматически сформировать и заполнить судебные извещения сразу по большому количеству дел, подписать их электронной цифровой подписью в пакетном режиме и отправить их электронными заказными письмами. В аналогичном режиме система позволяет отобрать, подписать и направить сторонам судебные акты. Указанные повестки и судебные акты Почта России самостоятельно направляет участникам процесса на "Госуслуги" или распечатывает для доставки в бумажном виде.
Так, за период с июля 2022 года по настоящее время через "Юнисервис" сформировано и отправлено судами 2 млн 283 тысяч повесток и судебных актов.
Всего за первое полугодие 2023 года судами районного уровня, расположенными в Московской области, отправлено 1 млн 910 тыс. писем, из которых 1 млн 555 тыс. - через гибридную почту (81%). В Мособлсуде отправлено за первое полугодие 760 тыс. писем, из них 750 тыс. - через гибридную почту (98%), из которых 716 тыс. - приглашения присяжным.
Для председателей судов в системе "Юнисервис" разработан и введен в эксплуатацию специальный служебный модуль для автоматического выявления гражданских, административных и уголовных дел, по которым имелись признаки вмешательства в автоматизированную систему распределения дел при формировании состава суда для их рассмотрения.
Еще одна новость: автоматизировано делопроизводство по делам об административных правонарушениях, связанных с поступлением денежных средств в бюджетную систему Московской области. Таким образом, значительно упростилась процедура оплаты штрафа нарушителем за счет формирования и предъявления квитанции об оплате с QR-кодом в зале суда.
С целью снижения нагрузки на мировых судей и их аппарат проведены мероприятия по организации направления ими запросов в МВД в электронном виде, в связи с чем у мировых судей Московской области появилась возможность в короткие сроки получить ответ по запросу об установлении места регистрации гражданина. Совокупное время ответа на запрос от МВД составляет в настоящее время до 5 рабочих дней (вместо 60 рабочих дней при отправке запроса в бумажной форме). Электронное взаимодействие реализовано посредством региональной системы межведомственного взаимодействия Московской области.
В судах Санкт-Петербурга проводится интеграционное тестирование сервисов с Единым порталом государственных и муниципальных услуг в продуктивном контуре, реализуется возможность извещения участников процесса о судебных заседаниях и направления судебных актов.
Реализована техническая возможность подачи в суды общей юрисдикции в электронном виде в рамках ГПК и КАС процессуальных документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг, отслеживания статуса процессуального обращения.
В настоящий момент в нескольких районных судах Санкт-Петербурга на базе ГАС "Правосудие" используются программы, позволяющие на каждом этапе автоматизировать работу аппарата суда.
По информации Генерального директора Судебного департамента при Верховном суде РФ Александра Гусева, до конца года планируется распространить опыт этих судов на все суды РФ.