Ограничение продажи алкоголя разовьет теневой рынок
В Госдуму внесли законопроект о запрете продажи алкоголя в обычных продуктовых магазинах. Его авторы, группа депутатов от ЛДПР, предлагают разрешить торговать спиртным только в специализированных магазинах, где никакие другие товары продаваться не будут. Однако эксперты усматривают в этой инициативе потенциальные негативные последствия.
«Сухой закон» не нужен
Согласно законопроекту, в Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» хотят добавить понятие «специализированный стационарный торговый объект». Таковым предлагают признавать магазин, который используют исключительно для продажи алкоголя, то есть никаких других продуктов на его полках быть не должно. Требования к ним сможет устанавливать уполномоченное министерство. При этом продавать алкоголь в обычных продуктовых магазинах хотят запретить.
По мнению соавтора законопроекта, председателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова, это позволит сократить потребление алкоголя без введения «сухого закона» — ведь люди не смогут спонтанно покупать его, когда идут в обычный магазин за другими продуктами. «ЛДПР давно, жестко и последовательно выступает против алкоголизации общества. Спиртное убивает — и неумеренными дозами, и контрафактом в сомнительных точках, и пьяными драками», — написал в своих соцсетях парламентарий.
Подобная практика хорошо зарекомендовала себя в странах, которые раньше возглавляли рейтинги ВОЗ по уровню потреблению алкоголя, — в Норвегии, Швеции, Дании, указано в пояснительной записке. Она позволила снизить потребление алкоголя и существенно улучшить ситуацию в этой сфере.
По мнению авторов законопроекта, его принятие не приведет к повышению стоимости продуктовой корзины. Они обосновывают это широкой сетью продуктовых магазинов и высокой конкуренцией, которые позволят торговым сетям сконцентрировать продажу алкоголя в локальных точках. А потенциальному увеличению контрафакта должна противостоять возможность проверить легальность продукции через такие приложения, как «Антиконтрафакт Алко/Акциз Контроль», чек ЕГАИС.
Пора вернуться к проверкам
С одной стороны, такая инициатива приведет к снижению доступности алкогольной продукции и усилению контроля ее оборота, что теоретически может принести определенную пользу для здоровья потребителей, поделился мнением с «Парламентской газетой» глава организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов. С другой - это неизбежно повлечет сокращение рабочих мест в торговых сетях, а также рост нелегального рынка алкоголя, так как существующие специализированные сети не смогут удовлетворить имеющийся спрос, уверен эксперт.
«Очевидно, что текущая ситуация на алкогольном рынке требует вмешательства», — считает Павлов. Но делать это он предлагает не искусственными ограничениями, а с помощью возобновления полноценных проверок, то есть отмены моратория в алкосфере, и внедрения систем маркировки и прослеживаемости.
Нужно подумать о селах
После принятия такого документа пришлось бы перепрофилировать и построить десятки тысяч торговых объектов. Поэтому законопроект рассчитан скорее на привлечение общественного внимания к благим намерениям партии, сказал «Парламентской газете» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Ведь все свои затраты бизнес возместит через повышение цен, и не только на алкоголь, но и на другие продукты, если их продавцы потеряют доходы.
Либо придется закрыть глаза на бурный рост нелегальных продаж. «Во многих селах всего один магазин, запрет торговать алкоголем либо не будет исполняться, либо в селе появится нелегальный продавец, и он может стать хорошим каналом для сбыта нелегального алкоголя», — пояснил эксперт.
Авторы законопроекта ссылаются на опыт скандинавских стран. Но там спецмагазины — естественная часть конструкции, в основе которой государственная монополия на производство и оборот алкоголя. В России же алкоголь — по сути такой же продукт, как колбаса, только связанный с более высокими рисками и доходами, поэтому для него больше разных ограничений и контроля. Спецмагазины, органичные для скандинавской модели, в нашей стали бы чужеродным элементом, нарушающим сложившийся баланс отношений потребителей, представителей торговли и поставщиков, отметил Шелищ.
Лишние барьеры для бизнеса
Предлагаемое создание специализированных магазинов для продажи алкоголя даст толчок развитию теневого рынка, уверен и председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев.
Это уже не первая подобная инициатива за последние годы, отметил эксперт, и в первую очередь она создает барьеры для легального и добросовестного бизнеса, строго контролирующего оборот и качество алкоголя.
«Сокращение легальных точек продаж алкогольной продукции даст дополнительный импульс развитию теневого рынка, то есть поставит под вопрос безопасность потребителей», — считает Караваев.