Тревожная статистика: почему проблема рождаемости в России требует новых мер
Росстат зафиксировал рекордно низкий показатель рождаемости с начала XXI века. Вице-премьер Татьяна Голикова поручила регионам взять решение демографических проблем на особый контроль, разработать собственные программы, чтобы переломить тревожную тенденцию и обеспечить устойчивый рост численности населения в нашей стране. Однако, по мнению экспертов, выполнить эту задачу будет очень непросто. Подробнее — в материале «Вечерней Москвы».
Аналитики разводят руками, называя нынешнюю демографическую ситуацию в стране близкой к катастрофической. На свет появляется все меньше детей, а федеральные программы поддержки рождаемости признаются «провальными» уже не только в частных экспертных оценках, но и в высших эшелонах власти. Общество же в соцопросах уныло констатирует: чтобы заводить детей, не хватает всего: доходов, рабочих мест, квадратных метров, перспектив, сил, здоровья... Продолжать список можно до бесконечности. Но факт остается фактом: молодые семьи с рождением ребенка не спешат, а государство тем временем стремительно теряет численность своих граждан.
Тревожная статистика
Сроки решения демографических проблем поджимают: президент страны поставил задачу справиться с ними к 2024 году. Однако статистика удручает, как и пессимистичные прогнозы экспертов, которые они озвучивают на всевозможных форумах и совещаниях. Так, участники прошедшего недавно Международного конгресса «Оргздрав-2023» признали, что мы стоим на грани демографической катастрофы.
Число родившихся за последние восемь лет детей снизилось на 48 процентов. По данным Росстата, естественная убыль населения в прошлом году составила 600 тысяч человек. А нынешний год, опасаются демографы, по показателям рождаемости может стать худшим за всю постсоветскую историю. При этом большинство россиян остаются бездетными или малодетными, сообщает в своем докладе Агентство стратегических инициатив.
Причин, приведших к столь плачевному результату, называется множество. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков недавно отметил, что страну преследуют демографические ямы со времен Великой Отечественной войны.
Серьезное изменение демографической политики: как Россия нарастит численность населения
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко на прошедшем в конце мая Московском международном демографическом форуме высказал мнение, что главные проблемы кроются в общественном неодобрении многодетности и пропаганде идеологий, отрицающих традиционные семейные ценности.
Действительно, число сторонников гражданского брака за последнее десятилетие выросло в полтора раза. Еще одна версия, которую часто озвучивают аналитики, связана с тем, что материальная поддержка молодых семей находит отклик лишь у маргинальных слоев общества, а для среднего класса материнский капитал и всевозможные льготы оказались не слишком привлекательной мотивацией. Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина считает, что «отсутствие государственной информационной политики — признак того, что мы и дальше будем погружаться в демографическую яму».
Увы, как говорит Дмитрий Песков, «демография — это то, где у нас пока не получается». По его мнению, быстрого результата, «какой-то панацеи, волшебной таблетки» для преодоления демографического кризиса нет.
Острые углы
О том, что у российской молодежи множество проблем, которые она пытается решить до того, как создать семью и завести детей, говорится немало. Исследования, соцопросы и различные аналитические доклады из года в год обозначают одни и те же острые углы: вопросы трудоустройства и отсутствия собственного жилья, в котором, по идее, и должен появиться домашний очаг.
— На решение этих проблем у молодых уходит очень много времени, — считает кандидат социологических наук Алексей Егоров. — Выпускнику вуза или колледжа семью создавать попросту негде и не на что. Старшее поколение часто упрекает юношей и девушек, что они тянут с созданием семьи, предпочитая сначала пожить для себя, построить карьеру, подстелить финансовую соломку на всякие «вдруг» и «что, если». Мне кажется, если бы «разгон» был меньше, рождение детей так бы не затягивалось. Если в семье есть жилье и стабильный доход, дети в ней появятся непременно. И арифметика тут простая: если первый ребенок рождается, когда родителям по 20–22 года, вероятность, что семья станет многодетной, в разы выше, чем когда «старт» родительства начинается лет в 30–35. А правительство ведь в решении демографических проблем делает ставку именно на многодетность. Значит, молодым нужно помогать сделать то, что, по их мнению, необходимо для создания крепкой семьи.
Факты — вещь упрямая: в лихие девяностые, когда страна тоже переживала демографический кризис, свадьбу в среднем играли в 23 года, а в наши дни стремительно растет число тех, кто создает семью после 35 лет.
— Одного бы ребенка успеть родить, — пожимает плечами 30-летняя москвичка Ольга Протопопова. — Я замужем уже пять лет, но мыс мужем пашем, пытаясь наскрести хотя бы на первый взнос по ипотеке. Помочь некому, у родителей наших квартиры маленькие, мы ютимся на съемных хатах. А в чужом жилье да при всяких экономических рисках рожать глупо и безответственно.
К слову, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), около 86 процентов россиян всех возрастных групп называют собственное жилье необходимым условием для семейного счастья. Однако средства на покупку своего дома или квартиры есть только у 2 процентов представителей молодежи. Да, родители помогают, но ставки-цены слишком велики, чтобы большинство смогло решить эту проблему с помощью мамы и папы.
Добавим: по данным Минтруда, после окончания учебных заведений по специальности не работают более трети выпускников России. Здесь препоны ставят и отсутствие опыта, и завышенные требования молодых соискателей, тратящих массу времени на поиски лучшей жизни. А метания с места на место, как известно, больших доходов не приносят. Потому и логичен вывод, сделанный в исследовании о приоритетах современный молодежи специалистами Института социального анализа и прогнозирования: «Молодые люди не торопятся оформлять отношения потому, что ставят на первое место карьеру и учебу, а рождение детей откладывают из-за проблем с жильем».
К тому же в последнее время эксперты замечают активную миграцию молодежи из регионов в мегаполисы. Едут, ясное дело, учиться, выгодно трудоустраиваться, строить карьеру. По данным Росстата, среди мигрирующих внутри страны граждан почти половина в возрасте 15–34 лет. Конечно, переезд в мегаполисы выгоден с точки зрения образования, карьеры и зарплаты. Но рождение детей приезжие, по понятным причинам, откладывают «на потом» чаще, чем постоянное население больших городов. Но и в них с демографией не все складывается гладко. Согласно исследованию демографического потенциала Москвы, проведенному НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента, рождаемость в российской столице ниже, чем в целом по стране, несмотря на мощнейшую поддержку молодых семей городскими властями. По мнению аналитиков, здесь статистику портят высокая доля незарегистрированных браков, устоявшиеся тренды на малодетность и, как бы странно это ни звучало, высокий уровень жизни москвичей. «Ориентация на индивидуальные ценности определяет более низкий уровень рождаемости», — утверждают авторы исследования.
Спорные решения
Конечно, правительство без дела не сидит и многие годы пытается решить проблему. Работодатели, например, теперь получают субсидии для того, чтобы они принимали на работу молодых без опыта. Но откликаются на эту господдержку далеко не все руководители предприятий. А выдвинутая недавно депутатами Госдумы инициатива вернуть в вузы систему обязательного распределения выпускников, судя по опросам, не вдохновила юношей и девушек. Казалось, вот вам, гарантированное место работы. Но работать там, куда пошлют, большинство молодежи не заинтересовано: среди нынешних студентов идею поддержали лишь трое из десяти. Одна из причин в том, что вопросы с жильем и в мегаполисах, и в регионах по-прежнему пробуксовывают.
Вариант их решения предложила недавно первый заместитель председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей ГД Татьяна Буцкая. По ее мнению, молодым семьям нужно предоставлять жилье на льготных условиях в вузовских общежитиях. Вот только это вряд ли подвигнет молодежь на рождение детей. Ведь после окончания учебы из общежития им придется уезжать. «А куда?» — вопрос на засыпку.
Не слишком продвигается и решение проблем репродуктивного здоровья. Мало того что за последнее десятилетие численность женщин в возрасте 20–29 лет уменьшилась на 4,6 миллиона человек и сегодня составляет около 7 миллионов, еще и диагноз «бесплодие» мужчинам и женщинам ставится все чаще. Сегодня в стране насчитывается уже 4,5 миллиона бесплодных пар. Еще два года назад этот вопрос поднимался в аналитическом докладе «Российская семья: как сохранить традиции и обрести новые смыслы», подготовленном ВЦИОМом совместно с АНО «Национальные приоритеты».
«Для многих семейных пар попытки завести ребенка можно охарактеризовать фразой: «Когда могу — не хочу детей, когда хочу — уже не могу», — говорится в исследовании. — Люди долго ждут, пока представится подходящий момент завести ребенка, а когда решаются, здоровье уже не позволяет: с возрастом повышается риск репродуктивных потерь и осложнений как для беременной, так и для плода». Сегодня государство дает бесплодным парам право воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями. Но в начале этого года от представителей Минздрава поступило предложение предоставлять такую возможность только до 35 лет. Идея эта удивила многих, ведь очевидно: такое искусственное ограничение рождаемости только усугубит демографический кризис. Ставка на молодых — это хорошо, но, как отмечает доктор медицинских наук, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова, в России с каждым годом женщин репродуктивного возраста становится меньше на 400 тысяч человек.
Кроме того, более половины россиян от 18 до 45 лет (5 процентов) по тем или иным причинам не планируют заводить детей, свидетельствуют данные опроса Аналитического центра НАФИ. Здесь, к слову, тоже не обходится без парадоксов. Подавляющее большинство россиян из года в год отмечают, что главный критерий их счастья — семья. При этом наличие детей в качестве непременных условий семейной жизни называет лишь 21 процент.
«Каждый очередной ребенок — это шаг в бедность», «Насмотрелись, как друзья с детишками маются, и поняли, что нам это не надо», — отвечают респонденты. И в соцсетях подобных мнений предостаточно. «Дети сильно меняют жизнь, и нужно действительно их хотеть, чтобы быть к этому готовыми», — рассуждает на одном из семейных порталов Алена Савина. «Поразмыслив о ситуации в стране, нашем финансовом положении, решили, что детей в этот мир рожать не стоит», — отвечает ей некая Марина.
«А я опасаюсь, что ребенок изменит мой образ жизни: люблю поездки, встречи с друзьями, активное посещение разных мероприятий, хочу свободно тратить деньги на собственное хобби», — признается 34-летняя Ольга.
Попробуй переспорь, что настоящая семейная ценность — в детском смехе, звучащем в доме. Между тем правительство поставило решение демографических проблем на особый контроль. Вице-премьер Татьяна Голикова поручила всем российским субъектам в срочном порядке принять региональные программы поддержки рождаемости. Обсуждаются новые меры по улучшению демографии и в Минтруде.
По словам первого заместителя главы ведомства Ольги Баталиной, они «направлены на повышение доходов семей, улучшение их жилищных условий, а также упростят совмещение работы с заботой о ребенке». Хорошо бы и потенциальным молодым родителям перестать считать расходы и вспомнить, что ребенок — это продолжение их рода, будущее нашей страны. Пусть оно будет. Ради этого, согласитесь, государству и обществу стоит наконец услышать друг друга и сообща решить, как сохранить семейные традиции, обрести опору и подарить жизнь новым российским гражданам.
ЦИФРА
59 процентов опрошенных россиян отмечают увеличение государственной поддержки семьям с детьми.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Елена Младова, главный врач института репродуктивной медицины:
— Нужно поощрять женщин решать репродуктивные проблемы своевременно. Повышать привлекательность вспомогательных репродуктивных технологий, увеличивать доступ к качественной медицинской помощи в области акушерства, гинекологии и педиатрии.
Сергей Огородников, депутат Совета депутатор МО Красносельский:
— Низкая рождаемость связана с размыванием института семьи. Когда люди поймут, как важны семейные ценности, поддержка и забота, надежность и уют, общие цели и будущее, браки будут крепкими, семьи — полными, а дети — счастливыми.
Ирина Золотова, психолог:
— Люди должны ощущать уверенность в завтрашнем дне и знать, что имеют возможность обеспечить детей достойным будущим. Необходимо решать проблемы, которые серьезно влияют на планирование семьи: трудоустройства, соцзащиты, доступного жилья, образования и здоровья.
Сергей Гатауллин, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ:
— Следует признать, что западные ценности растущего потребления стали неотъемлемой частью жизненной философии целого поколения российских граждан. А через эту призму мировосприятия смысл семьи потерял значение. Надо возвращаться к истокам — уважению к родителям, традициям страны, в которой живешь, переходить от «диванного» патриотизма к действенному, не только создавая на своем рабочем месте экономический продукт, но и являясь носителем российских ценностей.
МНЕНИЕ
Дмитрий Нова, фундаментальный аналитик:
— Демографические проблемы нужно решать точно так же, как любые другие, — используя научный подход. То есть сначала необходимо установить причины низкой рождаемости и только потом разрабатывать программы, нацеленные на их ликвидацию. Попытка просто дать молодым семьям деньги и льготы оказалась провальной, потому что такое «лечение» было назначено без постановки «диагноза». Отсутствие серьезных исследований означает простую вещь — мы не знаем всех причин плохой демографии!
Да, можно некоторые предпосылки отнести к историческим потрясениям страны, те же 1990-е годы, когда образовалась демографическая яма, несомненно, сыграли свою роль. Но этого мало. В современной действительности появились и другие серьезные причины: например, мода на бездетность, чрезмерная концентрация на индивидуализме, повальная урбанизация стиля жизни, массовая эпидемия конспирологического мышления и так далее. Демография — сложная тема, ее проблемы каким-то одним фактором не объяснишь.
Не может быть такого: «Нет квартиры, значит, не хочу детей» — и все! В таком серьезном вопросе всегда будет комплекс причин. А решение иметь или не иметь ребенка индивидуально для каждой семьи, пары, каждых будущих мамы и папы. Это надо понимать, чтобы делать грамотные выводы о том, какие факторы влияют на статистику рождаемости. Поэтому нужна серьезная аналитика. А пока ее нет, можно долго тыкать пальцем в небо, разрабатывая программы поддержки молодых семей, которые без серьезного анализа будут не актуальны для населения.