Ни сна, ни отдыха: чем еще опасны психотравмы
Индивидуальная и групповая психотерапия, климатолечение, рефлексотерапия — эти и другие процедуры Минздрав предлагает использовать для лечения пациентов с посттравматическими расстройствами. Стандарт оказания медпомощи размещен на портале проектов нормативных правовых актов и проходит общественные обсуждения до 12 июня. С предложениями познакомилась «Парламентская газета».
Ароматические ванны и лечебный душ
По новому стандарту пациент может не только получить квалифицированную помощь психотерапевта, психиатра или медицинского психолога, но и пройти комплексное обследование: сдать общий анализ крови, анализ на гормоны щитовидной железы. Кроме того, люди с посттравматическим стрессовым расстройством вправе пройти магнитно-резонансную томографию головного мозга, электрокардиограмму, электроэнцефалограмму. В документе также указано, что для них предусмотрен ежедневный осмотр психиатра, психотерапевта и терапевта в стационаре.
Этот стандарт разработан на основе клинических рекомендаций, которые постоянно обновляются, сказал депутат Госдумы VI-VII созывов Николай Говорин: «В нашей стране на протяжении последних 20-25 лет был наработан значительный опыт в оказании помощи таким больным. Необходимость в новом стандарте обусловлена тем, что появляются новые технологии в психотерапии и в диагностике».
Установлены перечень лекарств, их дозировка и длительность применения. «Валерьянкой посттравматическое расстройство не вылечишь, поэтому подход к лечению больных должен быть современным и индивидуальным», — добавил парламентарий.
Помочь прийти в себя от тяжелых событий должны ароматические и контрастные ванны, лечебный душ, лечение с использованием свежего воздуха (аэротерапия) или солнечных лучей (гелиотерапия).
Больно вспоминать
Посттравматическое стрессовое расстройство — это психическое состояние, которое возникает из-за мощного психотравмирующего фактора, угрожающего жизни и благополучию человека. Чаще всего это экстремальные ситуации. В группе риска — пострадавшие от стихийных бедствий, катастроф, участники военных конфликтов. Ученые Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева пришли к выводу, что психическая травма может привести к развитию посттравматического стрессового синдрома в 25-35 процентах случаев — человек страдает навязчивыми воспоминаниями, тревогами, он как бы заново переживает страшную ситуацию. А еще он может быть чрезмерно раздражительным, агрессивным и злым. Сюда же исследователи относят плохой сон, повышенное бодрствование, проблемы с концентрацией внимания.
Запускать заболевание или лечить его самостоятельно — чревато зависимостью от психоактивных веществ или даже от алкоголя.
Бой ломает психику
Посттравматическим стрессовым синдромом страдают от 3 до 11 процентов военнослужащих, уточнили ученые. Сегодня таких пациентов становится больше, рассказала «Парламентской газете» медицинский психолог центра психологической помощи благотворительного фонда «Офицерская честь» Анна Косова. Медицинская поддержка часто необходима и семьям участников СВО. По словам доктора, бывает, что боец уже пережил ситуацию, а его жена или мать нет. «Самое страшное, когда человек долго не выходит на связь. Все страхи как раз формируются и закрепляются из-за неизвестности», — пояснила эксперт.
На фронте боец на адреналине, у него активна стресс-реакция. В такие острые моменты происходит мобилизация мышечной ткани, кровеносной и нервной систем. Одним словом, человек на взводе. У него обостряются слух, зрение, при этом организм работает на пределе. «События, детали закрепляются в памяти и постоянно дают о себе знать. Наша задача — найти эти сюжеты в сознании пациента и, как сапер, обезвредить», — пояснила Косова.
Если улучшений не будет, то необходимо обратиться к психиатру или психотерапевту. Только они могут назначать лекарства.
По мнению Николая Говорина, должны быть единые стандарты медпомощи для военных и гражданских врачей: «Физические травмы, ранения заживают с учетом многих индивидуальных факторов. Как известно, оптимисты выздоравливают быстрее. А когда возникает нервно-психический сбой, то это уже самостоятельное расстройство, которое нужно лечить», — подытожил парламентарий.
Психотравмы мешают бойцам адаптироваться к мирной жизни. Чтобы помочь военнослужащим, парламентарии разработали закон о психологической помощи, рассказала 30 мая вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова после заседания межведомственной рабочей группы по вопросам поддержки участников СВО: «Сейчас этот законопроект в проработке с министерствами и ведомствами. Мы работаем с Правительством над последней редакцией законопроекта. Считаем, что он готов к первому чтению и позволит обеспечить качество психологической помощи, которая сегодня так нужна нашим военнослужащим».