Войти в почту

Таксистов-физлиц обяжут больше отдыхать

Правительство России ограничило число рабочих часов таксистов-физлиц до 40 в неделю и запретило работать больше восьми-десяти часов в сутки. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации. Согласно принятому постановлению, которое вступит в силу в сентябре и продолжит работать до 2029 года, суммарное число отработанных часов в неделю не должно превышать 40.

Таксистов-физлиц обяжут больше отдыхать
© BFM.RU

При пятидневной неделе таксист сможет брать заказы только в течение восьми часов. Если взять себе чуть больше выходных, то не больше десяти плюс еще два часа на завершение текущих заказов. При желании работать 12 часов в сутки выходить на работу будет разрешено только в течение трех из семи дней.

Предполагается, что агрегатор будет ограничивать поступление новых заказов по превышении этих 40 часов до тех пор, пока водитель не сможет отдохнуть. Однако эта система действует и сейчас, отключая водителя от доступа к новым заявкам, если он проработал достаточно долго.

Встает также и чисто материальный вопрос. Опрошенные Business FM водители утверждают, что восьми часов в день будет недостаточно для того, чтобы покрыть аренду автомобиля, бензин и прочие регулярные расходы.

По приблизительным усредненнным подсчетам, водитель такси класса эконом, за вычетом комиссии агрегатора, зарабатывает около 4 тысяч рублей в день после восьми часов работы. При этом ощутимая часть от этой суммы будет уходить на бензин, аренду автомобиля и еду в течение дня.

Business FM попросила коммерческого директора таксопарка «ТТ-Такси» в Москве и Московской области Артема Акопяна прокомментировать принятый закон:

Артем Акопян коммерческий директор таксопарка «ТТ-Такси» в Москве и Московской области «Конечно, пользователь будет оплачивать больше, чем сейчас. Ну а мы будем подстраиваться. Есть определенные расходы, без них не можем парк удержать, либо мы будем поднимать стоимость с агрегатором вместе. Но насколько будет удобно и водителю, и парку, даже не представляю. Больше 12 часов и сейчас не работают водители. Мы сами не рекомендуем, потому что водитель устает, это в любом случае опасно. Как это урегулировать, кто во сколько выходит, как они выходят — непонятно. Водителям точно будет неудобно, как минимум две работы должен будет найти. И водители у нас тоже сокращаются, их нет уже. Если стоимость будет дороже, то хоть 40 часов. Человек работает неделю, а там уже другие люди будут. Но если в этих 40 часах не будет того заработка, на который водитель хотя бы минимум должен жить, тогда он уйдет».

Если в столичном регионе власти и смогут наладить подобный контроль, то в других областях это может негативно сказаться на числе легальных перевозчиков и частично увести этот бизнес в «серую» зону, считает председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов:

Олег Амосов председатель общественного движения «Форум такси» «У нас в отрасли 49 подзаконных актов и приказов. Примерно 40 этих законов были написаны еще при СССР и в 90-е, они не работают. В отрасли огромное количество нерешенных проблем, с тем же самым ОСАГО. 50% такси сейчас застраховано неправильно, и при наступлении страхового случая никаких выплат пострадавшей стороне не будет. Сейчас мы вводим ограничения по времени, а контролировать это будет кто? Давайте все переложим на агрегатора. Другого пути у наших законодателей сейчас нет, как возложить контроль на самого работодателя, который не признан работодателем, потому что водители самозанятые. И получается, что работодатель будет ограничивать самого себя в заработке. По всей стране с введением вот этих всех фискальных мер и невозможности застраховать уменьшается количество легальных перевозчиков. То есть количество разрешений в стране за последний год упало на 15-20%, притом что мы насчитываем таксистов примерно 2,5 млн».

Снижение числа рабочих часов у таксистов, безусловно, может повысить безопасность перевозок и предохранить их от переутомления на работе, однако этого не сделать без фундаментальных изменений цен. А это уже может повлиять на хрупкий баланс между доступностью для клиентов и выгодой для агрегаторов и самих водителей.