Щапов назвал риски внедрения искусственного интеллекта для рынка труда РФ

Внедрение различных видов искусственного интеллекта (ИИ) в России в течение ближайших десятилетий может привести к потере до 20 миллионов рабочих мест. Об этом сказал первый зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов на круглом столе КПРФ «Развитие искусственного интеллекта: угрозы и возможности» 22 мая.

Щапов назвал риски внедрения искусственного интеллекта для рынка труда РФ
© Парламентская газета

Безусловно, развитие искусственного интеллекта изменит и экономическую, и технологическую, и политическую модель устройства общества, считает депутат. «Для законодателей важно, как это отразится на жизни граждан и как сделать эти изменения для них более комфортными и безболезненными», — отметил он. По словам парламентария, сегодня есть угроза, связанная с трансформацией рынка труда и цифровой безработицей — в случае технологического перехода часть профессий исчезает, но появляются новые.

«Однако, как показывает история, в моменте это приводит к тому, что миллионы людей останутся без работы, и государство должно будет оказать им помощь», — указал Щапов. Эксперты, по его словам, пришли к выводу, что в течение ближайших десятилетий в России внедрение различных видов искусственного интеллекта может привести в потере до 20 миллионов рабочих мест.

«При этом говорят, что искусственный интеллект избавит нас от рутинного труда. Но есть другая проблема — чтобы стать профессионалом, нужно как раз набить руку на рутинном труде, и тогда откуда у нас будут появляться люди с высокими компетенциями, если мы избавим их от необходимости делать простые операции?» — задался вопросом первый зампред комитета.

Еще одна проблема, на которую он обратил внимание, это обесчеловечивание государственных процедур. «Замена живых людей на сервисы, использующие нейросети, приводит к тому, что люди все чаще сталкиваются с бездушной машиной, которая не в состоянии проявить к ним эмпатию», — прокомментировал парламентарий. По его словам, многие сталкивались с тем, что чат-боты и службы поддержки отвечают формально, не дают разобрать вопрос по сути и не переключают на живого специалиста. Пока нет оценок, как это повлияет на социальное самочувствие граждан, отметил депутат и предложил обсудить эту тему участникам круглого стола.