Войти в почту

Глава Минюста предложил упорядочить судебное представительство в рамках реформы адвокатуры

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 11 мая. /ТАСС/. Министр юстиции РФ Константин Чуйченко на XI Петербургском международном юридическом форуме представил направления реформы адвокатуры. Главная из них - упорядочивание возможности юристам представлять интересы в суде.

"К сожалению, на сегодняшний день судебное представительство представляет из себя рынок в значительной части, - отметил Чуйченко в ходе сессии "Рынок юридических услуг и судебное представительство". - Мы считаем, что судебное представительство не может оставаться в том состоянии в котором оно сегодня находится".

Судебное представительство, по его словам, идет по четырем направлениям. "Это прежде всего адвокатура, это "свободные юристы" - Максим Бесхмельницын (замминистра юстиции РФ - прим. ТАСС) дал им определение "махновцы", это некоторые профессии - например, патентные поверенные, и это корпоративные юристы", - сказал министр. По его словам, на сегодня в России 76 тыс. адвокатов, а представителей в судах, которые зарабатывают на этом деньги, по некоторым оценкам, порядка 300 тыс.

По оценке Минюста, основная дискуссия сосредоточена на вопросе о том, что делать с "махновцами". По словам Чуйченко, в Минюсте считают, что если эти люди хотят осуществлять судебное представительство, то должны вступить в адвокатуру. "Адвокатура - это определенный фильтр, это формирование, в том числе, правил игры", - подчеркнул министр. Что касается корпоративных юристов, то, как считают в Минюсте, они должны иметь право представлять в суде только ту корпорацию, в которой они работают.

Профессионалы для правосудия

Глава Минюста сказал, что согласен с мнением о том, что "судебная машина - это серьезная история, в которой должны работать только профессиональные люди".

"Судебный представитель, обладая процессуальными правами, может запускать эту машину в ту или иную сторону, заявляя ходатайства. И суд или государство, вероятно, должны иметь право [сказать], что этот судебный представитель для нас не может [им оставаться при злоупотреблении процессуальными полномочиями]. Как это реализовать - будем думать", - отметил Чуйченко.

"У нас есть примеры из недалекого прошлого, когда адвокаты, по сути дела, процесс превращают в шоу", - заметил министр. В качестве примера он привел адвоката Эльмана Пашаева, защищавшего актера Михаила Ефремова. "Но это какой-то пещерный уровень с точки зрения профессиональной. И я думаю, что в современной адвокатуре, к сожалению, таких много", - считает министр.

"Я согласен с тем, что адвокатура утратила сейчас то качество, которое господствовало 20-30 лет назад. Проблему надо рассматривать не с точки зрения интересов "звезд" [адвокатуры], а с точки зрения среднего уровня адвокатуры и среднего уровня судебных представителей - "махновцев". Там вообще, мне кажется, уровень очень низкий", - констатировал он.

Пределы независимости адвокатуры

При этом глава Минюста заметил, что "мы не очень согласны с тем, что у нас в адвокатуре должно действовать только саморегулирование". Он подчеркнул, что судебное представительство - это часть правосудия. По его мнению, независимость адвокатуры не должна быть "беспредельной", и если адвокат злоупотребляет процессуальными правами или грубо нарушает закон и нормы государства, у государства в лице Минюста должно быть право указать, что этот адвокат "нерукопожатный", и на его место надо подыскать другого адвоката.

В новость внесена правка (22:28 мск) - передается с исправлением пропуска в третьем абзаце.