В Кузбассе на 50 процентов выросло число смертельных отравлений алкоголем
В Кемеровской области, по информации регионального главка МВД, за минувший год на 50,5 процента больше, чем в 2021-м, зарегистрировано случаев смертельных отравлений спиртосодержащей продукцией. Об этом и не только - разговор с главным наркологом Сибирского федерального округа и Кузбасса Андреем Лопатиным.
Андрей Анатольевич, оцените ситуацию в Кузбассе.
Андрей Лопатин: В течение трех предыдущих лет заболеваемость алкоголизмом в регионе снизилась на 9,3 процента. В то же время, по данным Роспотребнадзора, с 2018-го по 2021 год число острых отравлений алкоголем со смертельным исходом сократилось на 31,6 процента. И в прошлом году до сентября включительно снижение еще сохранялось. Но ближе к концу 2022-го ситуация стала меняться в худшую сторону.
Что касается современного наркологического пациента, то по-прежнему доминируют мужчины, женщин - не более 15-17 процентов. Показатели по несовершеннолетним, если сравнить с картиной 20-летней давности, это небо и земля. Сейчас встречаются лишь единичные случаи постановки диагноза. Это касается и алкоголизма (в 2022 году в Кузбассе зарегистрирован один случай), и наркомании (с 2021-го этот диагноз у несовершеннолетних не регистрируется). Слава богу, мы давно не наблюдаем у детей и подростков алкогольных и других интоксикационных психозов.
Продолжаем профилактические медицинские осмотры в учреждениях образования. Если раньше делали это от случая к случаю, выборочно и лишь в школах, то теперь - ежегодно, плюс начали работать с техникумами и вузами.
А как с этим в других регионах СФО?
Андрей Лопатин: Максимальное количество незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в прошлом учебном году выявили в Красноярском крае. У 32 человек (23 из них - школьники) из почти 7,9 тысячи обследованных тесты оказались положительными. К слову, именно в этом регионе в течение 2019-2021 годов был отмечен максимальный рост заболеваемости наркоманией - на 8,2 процента. А самое значительное снижение - на 18,7 процента - выявили в Новосибирской области. По итогам тестирования здесь зафиксировано десять случаев на 17 тысяч обследованных, а в Тыве и Иркутской области - по девять случаев на 6,4 тысячи и 16,9 тысячи обследованных соответственно. В остальных субъектах СФО - по одному случаю. Чаще всего в пробах обнаруживались растительные каннабиноиды и барбитураты. В стандартный перечень входит тринадцать наркотических средств, включая опиоиды, метамфетамин и синтетические наркотики.
Но молодежь употребляет не только, а точнее, не столько эти вещества, сколько алкоголь и табачные изделия. Мы их добавили в перечень в Кузбассе в этом учебном году, и областная антинаркотическая комиссия нас поддержала. Факт употребления алкоголя за последние пять-десять дней практически стопроцентно устанавливает дешевый и эффективный маркер - этилглюкуронид.
Андрей Лопатин: Чем более развита и богата страна, тем жестче система контроля. Поэтому, наверное, все-таки будущее за этим. Фото: Сергей Гавриленко
Процедура медицинского осмотра, регламентированная федеральным законом и приказами минобразования и минздрава РФ, является добровольной. Обучающиеся об этом знают, но некоторые родители, негодуя по поводу тестирования детей, доходят до прокуратуры. Последняя, в свою очередь, требует от нас увеличить охват проверок...
Между тем профилактический результат тестирования налицо. Оно оказывает определенное воздействие на организованный подростковый контингент, держит его в тонусе. И проверять обучающихся нужно тотально. Это вполне логично для обязательных к посещению образовательных организаций, ведь там запрещено находиться в нетрезвом состоянии.
Кстати, системы медицинских профосмотров в том или ином виде существуют во всех странах. И чем более развита и богата страна, тем жестче система контроля. Потому, наверное, все-таки будущее за этим.
Тем более что периодически поступают сообщения о случаях смертельных отравлений наркотиками, в том числе молодых людей.
Андрей Лопатин: В начале нулевых Кемеровская область по количеству отравлений была в первых рядах. Но регион серьезно занялся проблемой. И с 2018-го по 2021 год, по данным Роспотребнадзора, число острых отравлений с летальным исходом из-за использования наркотических средств уменьшилось на 17,6 процента. При этом в других территориях Сибири показатель остается высоким. Влияет близость героинового региона и наличие трафика. Потому и в структуре летальности от передозировок доминируют опиоиды.
К слову, в Кузбассе разработан план по снижению смертности, предусматривающий развитие не только наркологической, но других медицинских служб, а также системы профилактики. В том числе обучаем участковых врачей в поликлиниках отслеживать в рамках диспансеризации по обычному анализу крови изменения биохимических параметров, которые могут указывать на злоупотребление алкоголем. От него умирают гораздо чаще, чем от наркотиков. И нужно при каждой возможности мотивировать хотя бы к уменьшению дозы. У сильно пьющих нередко встречаются кардиологические, гастроэнтерологические и прочие расстройства. В частности, гибель пациентов из группы риска чаще всего бывает вызвана алкогольной миокардиопатией. И ДТП нередко совершают пьяные водители. Потому мы плотно работаем с ГИБДД.
На злоупотребляющих граждан приходится восемьдесят процентов случаев внезапных летальных исходов. Пусть даже они не ходят пьяными на работу. Но этот контингент снижает производительность труда, увеличивает потери и аварийность. Обследовав несколько шахт Кузбасса, мы выявили признаки злоупотребления алкоголем почти у четверти работников. А после праздников и выходных этот показатель превышает тридцать процентов. Объясняем работодателям, что необходимы корпоративные антиалкогольные программы. Но, к сожалению, нас пока не только они, но и власти не очень-то слышат. Хотя закон уже обязывает внедрять на опасных и вредных производствах программы против наркотиков. Обследовать персонал два раза в год. Но, повторю еще раз, алкоголь на статистику смертности влияет гораздо больше.
Актуальна ли в этой связи тема пивного алкоголизма? И как вы оцениваете меры по регулированию алкогольного бизнеса?
Андрей Лопатин: Пьянство начинается с легких спиртных напитков. Те же энергетики - искушение для школьников. И ужесточение требований к работе точек продажи пива в Кузбассе - это, к сожалению, паллиатив, полумера. Но сейчас и она заблокирована, поскольку бизнес у нас - священная корова.
В конце прошлого года мы обратились в областной парламент с предложением снова эту тему поднять. Можно же установить запрет на розничную продажу пива по времени, как в Калининградской, Мурманской, Тульской областях и Республике Саха (Якутии). Вводят регионы (как, например, Республика Алтай) и ограничения по возрасту: продажа пива - с 18 лет, крепкие спиртные напитки - с 21 года. Мы предлагаем не продавать спиртное в розницу 25 января - в День студента. Пока эти меры на государственном уровне ощутимой поддержки не находят.
Ключевой вопрос
Сейчас на каждом углу открываются еще и точки по продаже вейпов и кальянов. Защитники электронных курительных устройств считают, что их полный запрет приведет к формированию теневого рынка. Что на это скажете?
Андрей Лопатин: Это пример из рубрики "либеральная психология", которая, увы, проникла в мозги наших сограждан. В идеале курение вообще надо запрещать. Но у нас же свобода выбора. Граждане могут сделать выбор в пользу того, чтобы травиться.
А обладание новомодными яркими и технологичными гаджетами для курения как бы обеспечивает подростка современными атрибутами статусности. Или ты учишь иностранный язык, ходишь качаться в спортзал, или просто купил вейп, пускаешь дым - и все, ты уже "крутой". Это иждивенческая установка на получение определенного статуса.
У человека с психологией потребителя какая задача? Каждую минуту что-то приобретать и пользоваться какими-то услугами. Получается некое зависимое существо, которым легко управлять и манипулировать. И новые яркие атрибуты в этом помогают.