В российских компаниях становится больше женщин-руководителей

С каждым годом женщин, занимающих руководящие посты, становится больше. В некоторых сферах деятельности количество женщин-руководителей превышает 50 процентов.

В российских компаниях становится больше женщин-руководителей
© Российская Газета

Например, согласно исследованию hh.ru, в 2022 году число областей, в которых женщины претендуют на руководящие посты, выросло до девяти. Для сравнения, в 2019 году таких сфер было почти в два раза меньше. "Медицина и фармацевтика", "Наука и образование", "Управление персоналом", "Бухгалтерия и финансы", "Красота и спорт", "Маркетинг, PR и реклама", "Искусство и массмедиа", "Гостиницы, рестораны и туризм", "Страхование" - в этих областях число женщин-руководителей больше половины.

По данным опроса, проведенного Kontakt InterSearch Russia, 40 процентов женщин и 50 процентов мужчин считают, что карьерные возможности для женщин за прошедший 2022 год изменились в лучшую сторону.

Эксперты уверены, что сложившийся стереотип о том, что женщина-начальник априори хуже мужчины, постепенно уходит в прошлое.

"Тренд на рост доли женщин на руководящих должностях в России появился не в последние годы, а, скорее, в последнее десятилетие, - считает генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян. - Современная женщина больше ориентирована на карьеру, чем это было еще 15-20 лет назад. Имея мотивацию добиться профессионального успеха, женщины прилагают усилия, чтобы получить необходимые для роста знания и навыки, и как результат получают предложения занять руководящие посты".

Эксперты уверены, тренд на лояльное отношение к женщине, как руководителю усиливается также из-за внешних причин.

"В условиях нехватки квалифицированных кадров женщины являются огромным кадровым резервом и внимания к ним со стороны работодателя становится больше", - уверена директор по инновациям и технологическому развитию Российской венчурной компании Екатерина Петрова.

"Сегодня многие крупные компании начинают осваивать новые направления, и на эти направления нужны руководители, - говорит исполнительный директор департамента маркетинга и рекламы компании "Меркатор Холдинг" Татьяна Богатель. - Соответственно, многие женщины, которые прежде находились на уровне заместителя, начали активно занимать эти позиции".

Некоторые эксперты полагают, что не последнюю роль в продвижении женщин как руководителей сыграла мобилизация 2022 года.

"Не исключено, что в ближайшее время работодатель будет более лоялен в выборе сотрудников-женщин, так как на сегодняшний день они являются более стабильной категорией работников, не подлежащих мобилизации, - считает партнер Kontakt InterSearch Russia Галина Спасенова. - В трудной ситуации женщины демонстрируют умение сконцентрироваться и заниматься своими обязанностями, а не рефлексировать, и в итоге помогают акционерам в удержании бизнеса. Кроме того, любая критическая ситуация способствует более гуманистической повестке и снижению градуса борьбы между полами".

Несмотря на то, что становится все больше сфер, где женщина-руководитель воспринимается естественно, все еще остаются традиционно мужские отрасли. Но это вовсе не означает, что женщине здесь закрыт путь к креслу начальника.

"Еще остаются отрасли, где руководитель-женщина воспринимается командой сложнее, - отмечает Екатерина Мовсесян. - В этом случае ей чаще приходится проявлять жесткость и другие более привычные для мужчин качества".

В некоторых европейских странах принято квотирование на количество женщин-руководителей. Например, в Испании готовится законопроект, согласно которому доля женщин в советах директоров средних и крупных компаний, в госучреждениях и правительстве страны должна будет составить не менее 40 процентов. В нашей стране квотирование по гендерному принципу, даже в пользу женщин, не поддерживается большинством. Причем против такого подхода выступают сами же женщины. Согласно опросу, проведенному порталом SuperJob, только 37 процентов женщин выступают за введение подобных квот. Противницы аргументируют свою позицию тем, что хотят в равной борьбе с мужчинами добиваться высоких должностей и не желают быть назначенными на тот или иной пост только лишь за гендерную принадлежность.

"Важно, чтобы компании проводили объективный отбор кандидатов на руководящие должности и не допускали дискриминации на основе пола, - говорит Екатерина Петрова. - Никто не рождается лидером, им можно только стать. Для того, чтобы женщину воспринимали стратегическим лидером ей необходимо иметь сильную решимость, местам даже большую, чем у мужчин. Необходимо найти опору в себе - получить высшее образование, научиться брать ответственность за себя и команду, мыслить наперед, анализируя свои действия, а возможные неудачи и трудности воспринимать как новый вызов, не принимая критику близко к сердцу. Потребовалось немало времени, чтобы добиться определенных успехов в борьбе за равенство, но предстоит еще многое сделать, чтобы достичь полного паритета".