«Как одиночная камера, где человек может сойти с ума» Почему россияне страдают от одиночества и можно ли с ним бороться?
«Паталогическое одиночество» — недуг, который преследует жителей крупных городов. Универсального способа борьбы с ним до сих пор нет, констатируют психологи. О том, почему россияне становятся все более одинокими, чем отличается одиночество в молодом и зрелом возрасте и как с ним справиться, «Лента.ру» поговорила с доцентом департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Евгением Осиным.
«В молодом возрасте — это острый феномен»
«Лента.ру»: Как психологи определяют одиночество?
Евгений Осин: Одиночество — это переживание того, что наши межличностные отношения недостаточно полны или не дают нам того удовлетворения, которое мы хотели бы от них получать. Само по себе одиночество — это всегда негативное переживание, которое связано с тем, что потребность в близости или связи с другими людьми не удовлетворена, и человек от этого страдает.
Какие категории людей в России чаще всего страдают от одиночества?
По данным ВЦИОМ и международных исследований, одиночеству больше всего подвержены люди в подростковом и юношеском возрасте, от 14 до 20 с небольшим лет. И очень часто оно появляется в старшем возрасте, когда человек уходит на пенсию и ему становится трудно поддерживать близкие связи и отношения с другими людьми.
Что этому способствует?
В случае с молодыми людьми одиночество вызвано с тем, что происходит процесс взросления. В подростковом возрасте это нормальное явление: человеку приходится строить собственные межличностные отношения, искать друзей, романтических партнеров. Одиночество отражает сложный этап, на котором человек учится справляться с жизненными вызовами.
Как одиночество ощущается людьми разных возрастов?
Феноменологически это скорее одно и то же чувство, в нем гораздо больше общих черт, чем различий. Оно всегда описывается одинаково — болезненное переживание изоляции, нехватка близости. Когда человека это гложет, он чувствует себя покинутым. Можно сказать, что это такой универсальный общечеловеческий феномен.
Различия могут быть связаны с тем, что молодые люди переживают экзистенциальное одиночество и сталкиваются с ним впервые в жизни, ситуация кажется им более всеобъемлющей и всепроникающей. А в зрелом возрасте уже есть какие-то стратегии — и ситуация не выглядит новой.
В молодом возрасте одиночество — это острый феномен, а в старшем он больше хронический. Мы научились с ним как-то справляться, выдерживаем его и продолжаем потихоньку от него страдать, а может быть, даже справляемся.
У молодых людей больше возможностей выстраивать социальные связи, но все равно они не меньше страдают от одиночества. Почему так получается?
В этом смысле нормально испытывать одиночество в процессе становления личности, когда человек впервые начинает устанавливать собственные связи с другими людьми. Не с родительской семьей, которая, условно, дана нам по умолчанию, не с какими-то людьми, которые присутствуют в нашем окружении, а с людьми, которых человек сам хотел бы выбрать для общения.
Одиночество отражает то, что человек ищет близости. Такой поиск — главная задача подросткового возраста. А одиночество отражает процесс, когда человек находится в совладании с неким жизненным вызовом.
А чем одиночество отличается от уединения?
Одиночество — это наше субъективное переживание, чувство, что я один и моя потребность в близости не удовлетворена.
Уединение — это жизненная ситуация, в которой человек находится один. Тут важно провести между ними различие.
Можно находиться в уединении и испытывать одиночество, а можно и не чувствовать себя совершенно одиноким в таких же условиях. То, как человек реагирует на уединение, зависит от многих факторов, но не в последнюю очередь и от уровня развития личности, от того, насколько человек, будучи один, способен сохранять внутреннюю связь с человечеством, другими людьми.
В Древней Греции уединение считалось самым страшным наказанием, точно так же, как одиночная камера, где человек может сойти с ума.
Но есть и масса примеров, когда люди осознанно выбирают уединение: отшельники или те, кто занимается духовными практиками. Они как раз способны раскрыть в себе связи с другими людьми, с человечеством — внутренние связи, которые дают ощущение полноты.
В этом смысле то, как человек справляется с уединением, зависит от того, насколько он готов и способен с этим совладать.
То есть получается, что бить тревогу по поводу одиночества стоит лишь в том случае, если человек испытывает неудовлетворенность своим положением? В отличие от депрессии, например, когда есть объективные признаки заболевания.
Совершенно верно, потому что, во-первых, у людей есть потребность в уединении и большие индивидуальные различия в том, насколько она сильна. Кому-то нужно постоянно находиться в окружении других людей, кто-то, наоборот, предпочитает чаще находиться в уединении и чувствует себя при этом довольно хорошо. Можно вспомнить классические примеры с интровертами и экстравертами, они с этой потребностью в уединении довольно тесно связаны.
Присутствует ли обостренное чувство одиночества у людей с различными ментальными расстройствами, такими как пограничное расстройство личности (ПРЛ) или депрессия?
Безусловно, если у нас есть какие-то личностные особенности, которые осложняют установление и поддержание близких отношений, мы гораздо чаще чувствуем себя одинокими. Это происходит потому, что наши отношения с другими людьми объективно нестабильны.
Одиночество в том числе является одним из ярких проявлений депрессивных состояний. Когда человек находится в депрессии, он по большей части сидит дома и не взаимодействует с другими людьми. Это усиливает одиночество, возникает замкнутый круг. Депрессия усиливается из-за того, что человек остается наедине с самим собой и начинает себя еще больше поедать, анализировать собственные чувства — вместо того, чтобы попытаться выйти куда-то в мир. Но тут нужна как раз поддержка — и с помощью медикаментов, и на психологическом, и на социальном уровнях. Это поможет человеку выйти из тяжелого состояния и не замыкаться в себе.
«Проявление кризиса»
Кому одиночество дается труднее — мужчинам или женщинам?
Если мы сравниваем гендеры по выраженности эмоций, то знаем, что у женщин позитивные и негативные эмоции выражены сильнее, но это связано с некоторыми социальными стандартами, в силу которых мужчины в меньшей степени склонны раскрывать свои переживания.
Сказать, кто страдает больше от одиночества, нельзя, но есть определенные различия, связанные с тем, что мужчины в меньшей степени осознают это как проблему и реже признаются, что она у них есть.
Почему люди так боятся одиночества, что порой готовы оставаться с партнерами, с которыми им откровенно плохо?
Скажем так, не все люди. Мы с Дмитрием Алексеевичем Леонтьевым разработали модель и опросник, который выделяет индивидуальные различия, и обнаружили, что люди отличаются друг друга по тому, в какой степени они способны переносить ситуации уединения, не страдая от одиночества. Есть люди, которым постоянно нужна близость с другими людьми и для которых любая ситуация, когда они остаются одни, переживается как невыносимая, тяжелая.
А есть люди, которые, наоборот, довольно позитивно относятся к уединению, не страдают от одиночества и находят возможность использовать ситуации уединения творческим и продуктивным способом, таким людям уединение помогает развиваться. Мы в этом отношении очень различаемся.
Уровень развития личности здесь является важным фактором. По мере того как человек взрослеет, он учится справляться с уединением и жить в мире, где чередуются моменты, когда мы находимся вместе с другими людьми, и моменты, когда мы расстаемся. Но мы не страдаем, расставаясь, потому что понимаем, что можем встретиться вновь, — если не с этим человеком, то с другими людьми, которые будут нам близки.
Чувство одиночества часто возникает и тогда, когда вокруг есть близкие люди, — так называемое «одиночество в толпе». Чем оно обусловлено?
В первую очередь одиночество — это не про количество, а про качество взаимоотношений. У нас может быть огромное количество контактов, но они могут быть поверхностными и формальными. Когда мы здороваемся, дежурно спрашиваем «как дела?», но при этом у нас нет ощущения глубинной связи и ощущения, что эти люди нам дороги и мы о них заботимся.
Такие поверхностные контакты могут быть в различных ситуациях — например, на работе. Есть компании, где все люди как одна семья, а есть организации, где все формализовано, каждый сотрудник рассматривается как роль в общем механизме. В таких организациях гораздо сложнее работать с психологической точки зрения.
Недавно стали появляться новости, что многие россияне хотели провести новогодние праздники в одиночестве. С чем это может быть связано?
Уединение в целом связано с тем, что мы замедляемся, перестаем работать над какими-то задачами и посвящаем время встрече с собой и своими переживаниями, пытаемся понять, что для нас важно в жизни.
Потребность в уединении может обостряться тогда, когда увеличивается количество стресса, задач и тяжелых негативных повседневных эмоций. Тогда нам нужны эти паузы и моменты отдыха, чтобы уделить время проработке эмоций и переживаний, вернуть жизненные ориентиры, которые мы могли утратить в суматохе.
Путешествия в одиночестве — это, возможно, способ чуть больше соприкоснуться с новой средой, получить разнообразный опыт. Путешествие с близкими людьми — это уже знакомый опыт, и люди ищут чего-то иного.
А почему в целом одиночество ощущается острее именно в праздники?
В экзистенциальной психотерапии у Виктора Франкла был такой термин — «синдром выходного дня». Он много встречался с клиентами, которые были успешными в работе и в течение недели чувствовали себя прекрасно, а в выходные становились потерянными и не знали, что делать. Причина здесь в том, что в праздники и выходные наше время социально не регламентировано. Оно полностью в наших руках. Мы выбираем, как и чему его посвятить. Тогда это вопрос об индивидуальном выборе: как я использую это время, есть ли мне чем его наполнить или я испытываю пустоту.
Если человек не находит для себя продуктивных и интересных, осмысленных способов это время использовать, он встречается с базовой реальностью жизни. Она состоит в том, что жизнь по умолчанию пуста и одинока, если мы не наполняем ее ценными для нас вещами.
Что такое экзистенциальное одиночество?
Это встреча с тем фактом, что человек фундаментально одинок. Когда мы рождаемся, вокруг нас есть родители, которые заботятся о нас и присутствуют в нашем мире, если все благополучно в семье. В какой-то момент мы начинаем понимать, что каждый человек автономен, никто не может дать нам ощущения полноты бытия. По сути каждый человек рождается и умирает одиноким. Встреча с этим фактом происходит рано или поздно у каждого.
Экзистенциальные психологи и психотерапевты пишут, что разные люди по-разному справляются с этим фактом. Кто-то избегает встречи с экзистенциальным одиночеством через компульсивный поиск близких отношений или замещающих видов деятельности: употребление веществ, случайные сексуальные связи, — все лишь для того, чтобы избежать фундаментальной тревоги.
А кто-то в какой-то момент жизни осознает его, принимает как фундаментальную жизненную данность и учится жить с ним.
Есть ли объективные предпосылки одиночества или это всегда индивидуальные факторы?
Здесь может быть целый спектр факторов. Например, биологические, когда кто-то больше предрасположен к депрессии, и тогда одиночество переживается острее. Социальные факторы тоже очень сильно влияют — допустим, у человека кто-то умирает, он переезжает в другой город, его социальное окружение меняется.
Это могут быть и индивидуальные личностные процессы, в том числе личностного роста. Наше личностное развитие — не гладкий линейный процесс, а последовательность кризисов, с которыми мы сталкиваемся и в ответ на которые вырабатываем новые способы жить. Они дают нам возможность делать это более гибко и полно. В этом смысле одиночество может быть проявлением кризиса личностного роста.
Какие проблемы влечет за собой одиночество, кроме чувства изоляции?
У одиночества есть целый круг различных негативных последствий. Оно вызывает стресс, который имеет долгосрочные эффекты не только с точки зрения психологического благополучия.
В новостях писали о предложении создать агентство по делам одиночества. Эффективно ли это?
Психологическая поддержка в целом всем нужна и полезна. Другое дело — если речь идет о социальных феноменах: не к каждому человеку приставишь психолога и не каждый человек готов к нему пойти.
Поэтому тут социальные интервенции, возможно, были бы полезны. Например, в скандинавских странах существуют дома для людей старшего возраста, где они живут вместе с молодыми людьми и таким образом могут устанавливать какие-то близкие дружеские связи.
В других странах тоже существуют инициативы подобного рода. В первую очередь их создают для людей старшего возраста, которым сложнее справиться с одиночеством без поддержки.
Есть ли какие-то способы самостоятельно справиться с одиночеством?
Одиночество — это некий симптом, следствие проблемы. Справляться со следствием бесполезно, так как человек стремится отвлечься от переживаний. А тут важно понять, о чем говорит нам это переживание и что хотелось бы изменить в жизни, чтобы не чувствовать себя одиноким.
У каждого человека причина здесь своя. Кто-то чувствует себя одиноким в отношениях с партнером — и тогда это вопрос о том, что нужно поменять, о чем поговорить, чтобы изменить качество отношений. Кто-то чувствует себя одиноким потому, что никого нет вокруг, — и тогда это вопрос о том, как можно поменять жизненную ситуацию, чтобы больше общаться с людьми и находить близких друзей.
Не так давно ВЦИОМ опубликовал исследование о том, какими способами россияне справляются с одиночеством. Среди самых популярных — общение с друзьями и родными, погружение с головой в работу, спорт, игры с домашними питомцами. Насколько они эффективны?
На первом месте стоит общение с друзьями и родными. Действительно, что же может восполнить нехватку близости лучше общения! Это хороший способ — уделять внимание отношениям. Ведь это не то, что существует автоматически. Время, которое мы уделяем этому аспекту, — это как вода для комнатных растений.
С работой может быть по-разному. Для кого-то это может быть способ убежать от себя, заглушить какие-то неприятные чувства, и тогда это приведет к более острому кризису, ведь человек рано или поздно все равно встретится с болезненными переживаниями.
В то же время работа — это то, чем мы занимаемся вместе с другими людьми. Она может быть осмысленной и ценной, если нам повезло с профессиональной деятельностью. И в таком случае это тоже может быть неким способом борьбы с одиночеством. Возможно, поэтому выход на пенсию становится для некоторых людей серьезным вызовом.
Другие способы эмоциональной регуляции — занятия спортом или игры с домашними питомцами. Это все ситуации уединения, мы в них встречаемся с собой, можем пережить и проработать эмоциональные переживания.
Способствуют ли росту одиночества дейтинговые приложения, где создается иллюзия выбора среди огромного количества людей?
Думаю, это зависит от того, как человек использует эти приложения. Если человек компульсивно встречается с новыми и новыми людьми, но при этом ни с кем из них не устанавливает долгосрочных, удовлетворяющих друг друга отношений, тогда тут можно задуматься о том, что человека заставляет постоянно отвергать предыдущие отношения и постоянно искать новые.
В то же время есть немало случаев, когда благодаря дейтинговым приложениям люди находят друзей, любимых и живут счастливой жизнью.
Есть ли у одиночества положительные стороны?
Одиночество, как и любая негативная эмоция, в некоторой степени полезно. Оно сообщает нам что-то о том, что происходит в нашей жизни. Дальше все зависит от того, как мы с этим обходимся. Если мы ничего не делаем и продолжаем страдать, тогда все плохо. А если пытаемся как-то творчески справиться с этой ситуацией, используем ее как повод подумать и понять, что с нами происходит, — это может быть путь к личностному росту и развитию.
Немало поэтов посвящали свои произведения теме одиночества. Можно вспомнить Лермонтова, Рильке — именно благодаря одиночеству они встречались с жизненными реалиями, открывали для себя новые пути развития.