Экономист объяснил, почему российская «оборонка» испытывает дефицит кадров
В России существует очевидная нехватка не только инженеров, но и трудового ресурса по всем остальным позициям. На это обращает внимание аналитик компании TeleTrade Алексей Федоров.
«Достаточно сопоставить несколько цифр, чтобы убедиться в этом. Так, уровень безработицы в России по состоянию на конец ноября составляет 3,9%, что является рекордным минимумом за более чем 30 лет. На мой взгляд, это говорит о том, что на российском рынке труда нет ни только “свободных рабочих рук”, но и “мозгов”. С другой стороны мы смотрим на загрузку производственных мощностей в России и видим, что в текущем году она держится на уровне 61 процент, при том, что нормальным в международной практике является загрузка от 80-ти до 100 процентов. А это значит, что трудового ресурса в России недостаточно даже для того, чтобы загрузить существующие у нас мощности до нормального уровня», - указывает он, комментируя материалы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Ранее участники заседания комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу (ОПК) пришли к выводу, что одним из барьеров, мешающих развитию импортозамещению в ОПК на большинстве предприятий отрасли является дефицит квалифицированных кадров.
Ка обращает внимание Алексей Федоров, учитывая, что предприятия ОПК, как и другая промышленность, планировали и планируют свою деятельность исходя из долгосрочных контрактов, в случае с «оборонкой» это госпрограммы перевооружения, то естественно, что и кадровую политику они подстраивали под эти нужды: «В России нет и не могло быть какой-то избыточной к трудовому ресурсу доли инженеров, которых можно было бы сейчас задействовать в ОПК. К тому же, и сами оборонные предприятия, вероятно, воспринимают текущий всплеск госзаказов как временный, а потому стараются справиться с ним не за счет наращивания квалифицированного трудового ресурса, который в таком случае придется позже сокращать, или снижать средний уровень заработной платы в отрасли, а за счет интенсификации труда уже существующего персонала, вводя дополнительные смены».
Собеседник «Свободной прессы» отмечает, что средний уровень заработной платы на предприятиях ОПК близок к среднему значению по стране, и составляет 58,2 тысячи рублей в месяц: «Конечно, есть отдельные предприятия, цеха или специалисты в “оборонке”, которые и в обычной ситуации получают значительно больше среднего уровня - около ста тысяч, а в условиях СВО и того больше. Однако важно учитывать, что для молодого работник путь даже к средней заработной плате начинается с минимума примерно в 30 тысяч рублей, за который, к тому же, приходится заниматься достаточно сложным физическим трудом в условиях, далеких от идеальных».
Как указывает экономист, подавляющая часть молодежи ищет вакансии в отраслях с более высокооплачиваемыми стартовыми позициями, которые к тому же подразумевают более комфортные условия труда и обещают более высокую планку в доходах при профессиональном и карьерном росте. По его мнению, особенно актуально это становтся, когда речь идет о талантливой молодежи, которая действительно могла бы стать драйвером прорывных решений в ОПК.
Вместе с тем, он убежден, что решить проблему привлечения молодежи на предприятия ОПК достаточно легко: «Для этого необходимо изменить подход к приему и подготовке специалистов. Оборонные предприятия должны принимать к себе молодых людей не после окончания среднее специального или высшего учебного заведения, а сразу после школы. Таким образом поступив на работу в 18 лет, с молодым человеком будет заключаться трудовой договор, по которому он встанет на начальную позицию, и несколько дней в неделю будет посещать учебное заведение, где ему будут читать специализированный курс. За это молодой сотрудник будет получать от 70% до 100% начальной заработной платы в ОПК».
С помощью такого подхода можно будет решить проблему слишком низкого старта для молодежи в «оборонке», полагает аналитик компании TeleTrade: «А мы уже к 22-23 годам получим полноценного специалиста со средней заработной платой в 50-60 тысяч рублей в месяц, а не неопределившегося студента без опыта работы. То есть за четыре-пять лет можно наладить очень эффективную систему привлечения и подготовки молодых кадров, которая, кстати, отлично подойдет и для других отраслей. Для экономики, это очень короткий промежуток времени - всего половина стандартного макроэкономического цикла, в течение которого как раз бы решились кадровые задачи импортозамещения, если мы, конечно, действительно собираемся это делать».
При этом, по мнению эксперта, есть и более короткие решения.
«Более коротким варрантом может стать административное перенаправление требуемых оборонно-промышленным комплексом кадров для решения задач обеспечения спецоперации. Впрочем, с экономической точки зрения такой подход крайне негативен, потому, что ведет не только к проблемам других отраслей, но и дисбалансам в экономике. Однако других вариантов просто нет», - подчеркивает Алексей Федоров.