Войти в почту

Влияние владельцев на редполитику, кликбейты и предвзятость: тренды российских медиа

51% представителей СМИ и специалистов по коммуникациям считают влияние учредителей или крупных спонсоров на редакционную политику изданий главным трендом современных медиа. В качестве магистрального направления его выделяли и представители коммуникационных индустрий и медийное сообщество. Такие данные приводят аналитики Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), «Вместе медиа» (АНО «ЦНРМ»), коммуникационного агентства PR-Consulta и исследовательской компании PR News. Результаты исследования «Тренды современных медиа российского рынка» есть в распоряжении Sostav.

Влияние владельцев на редполитику, кликбейты и предвзятость: тренды российских медиа
© Sostav.ru

К трендам второго уровня аналитики отнесли тенденции, значимые для более трети респондентов:

38% — умышленное использование неполных данных и отказ от использования данных противоположной точки зрения, создание субъективной причинно-следственной связи;37% — кликбейты и сенсационность (намеренное использование провокаций и преувеличений, чтобы привлечь внимание);36% — зависимость трафика сайтов медиа от алгоритмов и политик крупных технологических платформ;В группу третьего уровня вошли тренды, которые отметили менее трети опрошенных:

32% — предвзятость (создание заведомо негативного отношения к лицам, позициям или мнениям, отличным от редакционной политики издания);30% — зависимость выбора редакционной политики от «мейнстримного» дискурса;27% — недостаточную или некачественную проверку источников и фактов, которые становятся причиной дезинформации.

Фоновые темы актуальные для 25% и менее респондентов:

25% — «чурналистика» (использование пресс-релизов и других готовых материалов для создания новостей); 24% — таблоидизация (поверхностное освещение событий, 24%);22% — использование ботов для манипулирования дискуссиями; 19% — сбор и монетизация персональных данных, формирование информационных пузырей,17% — ложный баланс сторон обсуждаемого вопроса; 16% — влияние дисклеймеров (маркировок) на публикациях на восприятие текста;15% — нарушение удобства использования сайта из-за рекламных баннеров.Авторы исследования «Тренды современных медиа российского рынка» отмечают, что представители СМИ оказались более сдержаны в оценках трендов, реже ставили высокие оценки, и их мнения были более дифференцированы, чем в аудитории специалистов по коммуникациям.

Наталья Власова, генеральный директор АНО «ЦНРМ» (проект «Вместе медиа»):

Особая ценность исследования заключается в возможности увидеть и, главное, сравнить, как журналисты и специалисты по коммуникации на основании своего профессионального опыта оценивают влияние нарастающих технологических, социальных и экономических факторов на текущую работу медиа.

Участие в опросе представителей региональных и федеральных компаний даёт рынку более объективную картину трендов, задающих правила игры и влияющих на итоговый медиапродукт.

В ответах на открытый вопрос респондентам предлагалось обозначить тренды, которые не были включены в исследование, но для них представляются актуальными. Участники опроса отметили деградацию профессии, уход журналистов в блогеры и перенос фокуса развития в Telegram, влияние рекламы на информационную политику изданий, развитие корпоративных медиа и отток кадров, проблемы региональных медиа и астротурфинг (иммитация общественного мнения).

Некоторые из опрошенных указали на позитивные тенденции, связанные с расширением технических возможностей по персонализации контента, развитием нишевых медиа, осознанным восприятием и «новой искренностью» как важными идеологемами.

Евгения Немчинова, управляющий партнёр коммуникационного агентства PR-Consulta:

Мировые тренды, рассмотренные в опросе, так или иначе актуальны для России и в этом смысле, мы несомненно находимся в глобальном контексте. Мнения представителей СМИ и специалистов по коммуникациям совпали в отношении 4 из топ-5 трендов.

Это можно оценивать как позитивный результат, так как говорит о формировании единой информационной среды как для журналистского сообщества, так и для специалистов по коммуникациям.

Онлайн-опрос представителей СМИ и специалистов по коммуникациям проводился с 10 по 31 октября 2022 года. В исследовании приняли участие 310 респондентов – 51% представителей СМИ и 49% специалистов по коммуникациям. Им было предложено оценить 14 глобальных трендов на предмет их релевантности для российских реалий по 10-балльной шкале в формате закрытых вопросов. Также была предоставлена возможность назвать свои тренды в открытом вопросе.

Выборка тем для оценивания была сформирована на основе кабинетного исследования международных трендов медиа по открытым русскоязычным и англоязычным источникам по таким критериям отбора, как частота упоминаний и полнота описания. Исследование не затрагивает политические аспекты текущей ситуации.