Войти в почту

Политическая элита Румынии считает Молдову «вторым румынским государством» – эксперт

Сегодня румынские власти не скрывают экспансионистских замыслов в отношении Молдовы. Румыния активно призывает другие страны признать несуществующим молдавский язык, агрессивно наращивает влияние своей церкви на молдавской территории. До сегодняшнего дня Бухарест так и не подписал договор о румыно-молдавской границе. Высшее руководство Молдовы имеет румынское гражданство, что приводит ко все большей румынизации общественной жизни. Какую роль в этом процессе играют ЕС и НАТО, и как относятся к возможному поглощению Румынией в самой Молдове, в интервью «Евразия.Эксперт» проанализировал политик, журналист, кандидат в президенты Молдовы от «Нашей партии» (2016 г.) Дмитрий Чубашенко.

Политическая элита Румынии считает Молдову «вторым румынским государством» – эксперт
© Евразия Эксперт

– Дмитрий Алексеевич, Молдова все больше политически и экономически становится зависимой от Румынии. Последние массовые отключения электроэнергии обнажили зависимость и в энергетике. Какие риски это создает для Молдовы?

– Молдова полностью зависима от Запада в целом, а там есть своя иерархия. На вершине пирамиды находятся США, пониже – Европейский союз, в составе ЕС – Румыния. Нынешняя кишиневская власть – типичная колониальная администрация, действующая по доверенности и в интересах коллективного Запада.

Среди внешних так называемых «партнеров по развитию» Молдовы Румыния играет важную, но не главенствующую роль. Президент Майя Санду, которая фактически остается лидером правящей партии «Действие и солидарность» (PAS), контролирует парламентское большинство и монопартийное правительство, напрямую выходит на руководство США, Еврокомиссии, ведущих государств Европы, таких, как Франция и Германия. При этом она, как и все остальные руководители Молдовы, является также гражданкой Румынии и поддерживает тесные отношения с ее руководством.

В отношениях с Молдовой Бухарест преследует свои интересы. Политическая элита Румынии считает Молдову «вторым румынским государством», которое однажды должно исчезнуть, объединившись с первым румынским государством. После предоставления Молдове статуса кандидата в члены ЕС Румыния, естественно, взяла на себя роль адвоката и проводника Молдовы в процессе европейской интеграции. Это объясняется хотя бы тем, что все законы, директивы и другие документы ЕС, которые Молдова обязана у себя внедрять, уже переведены на румынский язык. В условиях резкого падения экспорта и импорта с Россией Румыния, как один из двух непосредственных соседей Молдовы наряду с Украиной, также естественно стала ее главным внешнеторговым партнером.

Блэкаут, который случился в Молдове из-за поражения украинской энергосистемы, говорит о зависимости молдавской энергетики больше именно от Украины и Приднестровья, чем от Румынии. Румыния не смогла компенсировать Молдове выпавшие поставки электроэнергии, что стало одной из причин перебоев с энергоснабжением и роста цен на электроэнергию в Молдове. С возобновлением на этой неделе подачи электроэнергии с расположенной в Приднестровье и принадлежащей российской «Интер РАО» Молдавской ГРЭС ситуация с обеспечением Молдовы электроэнергией стабилизируется.

– В Молдавии сформирована правовая база для задействования румынских военнослужащих и полицейских на территории республики. Еще в 2010 г. принят План молдавско-румынских действий в области внутренних дел, в соответствии с которым Румыния может оказать содействие в обеспечении «общественного порядка в Молдове». Какие риски создает возможность военного присутствия Румынии в Молдове, учитывая ее членство в НАТО?

Опять же, роль Румынии в военно-политическом, военно-техническом, логистическом освоении Молдовы коллективным Западом, хоть и важная, но не главная. Тут Бухарест действует в рамках общего плана. Основные структуры, которые оказывают военную помощь Молдове – НАТО и ЕС. После 24 февраля эти организации действуют в регионе практически как одно целое.

В июне Молдова получила статус страны-кандидата в члены ЕС, в котором существуют общая внешняя, оборонная политика и общая политика безопасности. Страна-кандидат обязана придерживаться принципов такой политики. В октябре заместитель генерального секретаря НАТО Мирча Джоанэ прямо сказал, что «НАТО и ЕС будут продолжать тесно координировать свои действия, чтобы обеспечить взаимодополняемость поддержки, предоставляемой обеими организациями, в поддержку демократических реформ и модернизации сектора безопасности и обороны Молдовы».

Для Молдовы в НАТО утверждена «Инициатива по наращиванию потенциала обороны и связанной с ней безопасности», в рамках которой вооруженные силы и силовые структуры страны, формально, по Конституции, нейтральной, переводятся на стандарты Североатлантического альянса. В ноябре ЕС утвердил программу развития инфраструктуры двойного назначения на востоке, в том числе, на территории Молдовы и Украины, для ускоренной переброски вооруженных сил и вооружений государств ЕС (фактически, НАТО).

НАТО и ЕС пока не поставляют в Молдову летальных вооружений, ограничиваясь обучением и подготовкой военных, усовершенствованием системы командования и логистики, развитием инженерных и медицинских подразделений.

Пока представители НАТО и ЕС заявляют: никто не заинтересован в том, чтобы боевые действия в соседней Украине перекинулись и на территорию Молдовы. Однако при этом западные партнеры Кишинева активно занимаются освоением молдавской территории, очевидно, и для того, чтобы быть готовыми к потенциальному противостоянию с Россией, если оно вдруг перейдет в острую фазу и в Молдове, в том числе в результате разморозки приднестровского конфликта.

В случае обострения обстановки подписанные между Молдовой и Румынией соглашения о взаимодействии силовых структур могут оказаться очень кстати, и Румыния может стать первой страной НАТО и ЕС, которая, если понадобится, введет свои вооруженные или полицейские силы на территорию Молдовы под предлогом ее «защиты» от России или Приднестровья.

– Почему Запад поощряет румынизацию Молдовы, в чем выгоды США и ЕС? Может ли это выступать инструментом для того, чтобы поссорить Молдову с Россией?

– Запад поощряет вестернизацию Молдовы в целом и ее отход от России. Румынизация, безусловно, является частью этого общего процесса. Румыны вообще не признают молдаван как самостоятельный народ. Доктрина молдовенизма признана в Румынии угрозой национальной безопасности. Соответственно, в интересах румын сделать так, чтобы молдаване перестали считать себя молдаванами и сами захотели присоединиться к Румынии. Кстати, миллион граждан Молдовы уже сделали это в индивидуальном порядке, получив румынское гражданство.

Поссорить Молдову с Россией больше, чем общая вестернизация, отдельно взятая румынизация не может. С румынизацией или без, Молдову, как страну-кандидата в члены ЕС, обязуют занять место в общем антироссийском, русофобском «окопе» ЕС и Запада в целом. Это главная причина как никогда плохих отношений между Молдовой и Россией.

Справка «Евразия.Эксперт»: США, ЕС и НАТО поощряют румынский экспансионизм, стремясь создать против России «Черноморский фронт», где молдаване окажутся на передовой. Пытаясь уничтожить экономический потенциал России и не допустить ее перехода на новый уровень развития, Запад уже вынудил ее начать СВО на Украине. Россия не хочет втягивания в украинский кризис Молдовы через Приднестровье, она выступает за сохранение прагматичных торгово-экономических связей и мирное урегулирование приднестровского конфликта. Однако Киев и Запад подталкивают к этому кишиневские власти.

– 75% румынских граждан выступают за присоединение Молдовы к Румынии. В то же время в Молдове число сторонников объединения с соседним государством снижается и сейчас составляет 33% (в начале 2021 г. – 44%), против выступает 47%. О чем говорят подобные расклады?

– Когда речь заходит об унионизме (объединении с Румынией), социологи говорят о так называемой «бессарабской лестнице»: две трети населения Молдовы в целом хорошо относятся к Румынии, одна треть готова голосовать на референдуме за объединение с ней, но лишь менее 10% голосуют на реальных выборах за партии, которые открыто провозглашают своей целью присоединение к Румынии. Количество сторонников объединения может колебаться в разные годы, но в целом картина остается примерно такой на протяжении десятилетий.

Некоторое падение поддержки объединения с Румынией сегодня можно объяснить предоставлением Молдове статуса кандидата в члены ЕС. Если до этого больше людей считали единственным реальным способом попасть в ЕС вхождение в состав Румынии, сегодня кто-то поверил в то, что Молдова может попасть туда самостоятельно.

В конечном счете, вся эта история с объединением – не про румын, она про молдаван. Хватит ли у молдавского народа воли и сил, чтобы сохранить свои имя и дом, страну и будущее? Хотят ли молдаване вообще что-то решать сами? Нужно ли им собственное государство? Граждане Молдовы должны сами себе ответить на все эти вопросы.