Войти в почту

Более 40% пациентов положительно оценивает качество медпомощи

<p>Его результаты были обнародованы на Круглом столе «Система ОМС: достижения, проблемы и перспективы» 13-го Всероссийского конгресса пациентов. </p><p>Опрос проводился с 1 октября по 15 ноября 2022 года среди жителей 78 регионов России, получавших медицинскую помощь по полису ОМС за последние 3 года. Удовлетворенность качеством бесплатной медпомощи сегодня находится на среднем уровне – констатировали аналитики. </p><p><i>«Удовлетворены медицинской помощью по ОМС в той или иной степени 41,6%, не удовлетворены - 22,9%. В сравнении с данными 2021 года удовлетворенность заметно выросла. Год назад были удовлетворены - 25,8%, не удовлетворены - 37,4%» - отметила <b>Татьяна Фомина, заместитель директора Центра социальных технологий и исследований «Социальная механика»</b>, - мы увидели тенденцию к положительному смещению соотношений. Показатели достаточно существенные это + 15 % граждан стали в большей степени удовлетворены медицинской помощью». </i> </p><p>Эксперты выяснили, что отношением со стороны медицинских работников в целом довольны 48% пациентов, а каждый пятый (19,4%) - не удовлетворен им. С прошлого года этот показатель остался примерно на том же уровне. </p><p>При этом, как и год назад, за защитой своих прав пациенты в первую очередь обратились бы к руководству обслуживающей мед организации (34,4%) или к представителям страховой компании (29,8%) и только потом – в Минздрав, органы управления здравоохранением в регионах, прокуратуру и Росздравнадзор. Более того, почти треть пациентов (29,5%) уже имеют опыт обращения к страховщикам за помощью – выяснили аналитики. </p><p><i>«Несмотря на сравнительно небольшой рост положительно оценивающих состояние системы, выросло количество людей, которые уверено говорят о том, что качество медпомощи возросло, и это позитивный фактор, - прокомментировал результаты исследования <b>вице-президент Всероссийского союза страховщиков, Дмитрий Кузнецов</b>, - те данные, которые показывают отношение к страховым медицинским организациям, говорят о том, что вклад наших коллег очевиден. Благодаря достаточно массовому информационному сопровождению, акценту на диспансерное наблюдение в нашей работе. При этом, конечно, не на все проблемы системы здравоохранения мы можем сегодня влиять»</i> </p><p>Качество и доступность медицинских услуг в стационарах пациенты по-прежнему оценивают гораздо выше, чем медпомощь амбулаторно-поликлинического звена. Хотя степень удовлетворенности этим видом помощи среди застрахованных по ОМС существенно выросла по сравнению с предыдущим годом (+19,3%). </p><p>Чаще всего в 2022 году пациенты поликлиник сталкивались с долгим ожиданием своей очереди на прием у кабинета врача – так ответили 89 % респондентов; невозможностью получить всю необходимую помощь в одном медучреждении – это оказалось актуальным почти для 87 % пациентов; с отсутствием нужного специалиста в поликлинике или невозможностью к нему записаться столкнулись 85 % граждан. С другой стороны ТОП-10 наиболее распространенных проблем пополнился новыми видами жалоб, относящимся к сервисному обслуживанию, такими как: сложность дозвониться до поликлиники, чтобы записаться на обследование, прием или получить справочную информацию (80%), а также вызвать врача на дом (57%). </p><p>Лишь 2% респондентов вообще не сталкивались с какими-либо проблемами при получении амбулаторно-поликлинической медпомощи по ОМС. В 2021 году этот показатель был чуть выше – 2,5%. </p><p>Между тем, удовлетворенность стационарной медицинской помощью в 2022 году выросла по сравнению с годом ранее: на 9,8% - в стационарах регионального или муниципального подчинения, и на 5,2% - в стационарах федерального подчинения. </p><p>Чаще всего в стационарах пациенты сталкиваются с дополнительными расходами: на приобретение назначенных врачом лекарств за собственный счет (45%), на сдачу платных анализов и/или прохождение дополнительных обследований перед госпитализацией (36,8%), с доп расходами на платные услуги во время пребывания в стационаре (34,7%), приобретением за свой счет расходных материалов (32,3%). </p><p>Более трети граждан, проходивших лечение в стационаре, встретились с некорректным поведением медицинских работников – об этом рассказали почти 38 % респондентов. </p><p>В рамках исследования аналитики выясняли отношение пациентов к платной медицине. </p><p><i>«Всегда, когда есть какие-то недостатки, платная медицина выполняет компенсаторную функцию. И нам эта информация всегда дает представление о том, чем именно не удовлетворены граждане в системе ОМС. Зачем они идут в платную медицину», - <b>отметила Татьяна Фомина, заместитель директора Центра социальных технологий и исследований «Социальная механика</b>».</i> </p><p>Оказалось, что только 4,5% граждан совсем не намерены прибегать к платным медуслугам и будут пользоваться только медпомощью по полису ОМС. Каждый четвертый пациент (26,4%) воспользуется платными медицинскими услугами, когда необходимые обследования или процедуры по полису ОМС будут недоступны и их можно будет получить только в платных клиниках. Примерно столько же (24,9% граждан) прибегнет к платной медицине, когда им потребуется оказание срочной медпомощи. </p><p>Измерение отношения пациентов к грядущей цифровизации показало, что большинство положительно оценивают этот тренд, хотя и испытывают определенные страхи по поводу перевода медицинских документов в цифровой формат. Так, 80,3% пациентов полагают, что цифровизация обслуживания имеет преимущества перед прежней системой. Но только четверть (26,5%) пациентов не испытывают особых опасений в связи с цифровизацией процесса медицинского обслуживания. Больше всего пациенты опасаются риска пропажи, исчезновения данных при хранении в электронном виде (37,7%) и несанкционированного доступа к данным (35,2%). </p>