Эксперт: Россия должна ориентироваться на экспорт АПК в страны с растущим населением

МОСКВА, 16 ноября, /ТАСС/. Россия должна ориентироваться на экспорт продукции агропромышленного комплекса (АПК) в страны с растущим населением с учетом специфики их питания. Такую точку зрения в ходе Аграрного форума газеты "Ведомости" высказала руководитель отдела исследований аграрных рынков Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Наталья Карлова.

"Прежде всего Россия должна ориентировать свой экспорт на те страны, где будет ожидаться существенные темпы роста численности населения, - это Индия, страны Африки к югу от Сахары, Ближний Восток и Северная Африка. Но при этом нужно понимать, что рацион питания там имеет некоторую специфику, потому что потребление там сосредоточено на зерновых и других базовых продуктах, поэтому, конечно же, ориентация аграрного экспорта в этом направлении будет сдерживать развитие российского экспорта и товаров с более высокой добавленной стоимостью", - сказала она.

Карлова обратила внимание на экспорт растительного масла. По ее словам, эта позиция занимает существенную долю в структуре российского экспорта. "Учитывая, что в Китае и других основных странах-потребителях будет существенное замедление роста спроса на растительное масло, то потенциал дальнейшего развития поставок в эти страны, российского экспорта, ограничен. Нужно искать какие-то другие рынки и диверсифицировать географию поставок", - считает эксперт.

Согласно данным Карловой, темпы роста мирового спроса будут замедляться: спрос будет расти, но темпы роста замедлятся. В следующем десятилетии среднегодовые темпы роста составят 1,1% по сравнению 2% в предыдущем десятилетии. По ее словам, основные причины этого будут связаны прежде всего с замедлением спроса на продовольствие, прежде всего со стороны Китая и стран со средним уровнем дохода, а также с ограниченным ростом спроса на биотопливо.

"Основным фактором роста спроса по-прежнему будет оставаться рост численности населения - это будет происходить в странах Северной Африки, Ближнего Востока, а также в странах Африки к югу от Сахары, и в Индии. Но при этом фактор роста потребления на душу населения практически по всем видам продукции очень сильно ограничен - за исключением молочной продукции", - добавила она.