Россия зовет мигрантов из Узбекистана
Правительство России внесло поправки в проект по привлечению граждан Узбекистана на отечественный рынок труда. Мигрантов разрешат нанимать на промышленные предприятия, также для них ослабят санитарный надзор. При этом Минтруд отмечает, что спрос на иностранцев в этом году снизился.
Дефицит мигрантов начался еще в пандемию. В 2020 году строительной отрасли не хватало примерно 3 млн человек. В октябре прошлого года правительства России и Узбекистана запустили пилотный проект по организованному набору граждан республики на российские стройки. Предполагалось, что отечественные компании, испытывающие особый кадровый голод, обратятся в Агентство внешней трудовой миграции Узбекистана и запросят необходимое число сотрудников. Организация подбирает квалифицированные кадры, делает им тесты на ВИЧ, туберкулез, вакцинирует от коронавируса, проверяет на знание русского языка. Все это, а также перелет и расходы на патент оплачивает работодатель — примерно 45-50 тысяч рублей.
Таким образом планировалось привлечь на стройки до 10 тысяч человек. Позже к проекту примкнул Минсельхоз: предприятиям АПК разрешили запросить еще тысячу человек. Теперь же правительство снимает ограничение по количеству квот и разрешает участвовать в проекте и компаниям легкой промышленности.
Но будет ли предложение интересно самим жителям Узбекистана? Казалось бы, в этом году у них появилась возможность хорошо заработать на сдаче жилья релокантам. Но санкции и импортозамещение в России улучшили условия работы мигрантов на стройках, указывает председатель Национальной культурной узбекской диаспоры Твери и Тверской области Абдукарим Атажанов:
Абдукарим Атажанов председатель Национальной культурной узбекской диаспоры Твери и Тверской области «Увеличилась расценка. Увеличился объем работы. И уже все наладилось. Санкции санкциями, но узбекистанские рабочие как приезжали в Россию, так и будут приезжать. У них давным-давно на несколько лет вперед определены заказы. Люди ждут того момента, где получше будет, а между этим делом они отсиживаются дома. Моментально [можно приехать]: сейчас границы открыты, такси работает — семь человек погрузил и привез. Сильная мобильность пошла среди мигрантов, быстро реагируют. Сезон кончается — процентов 30-40 отъехали [из-за нехватки работы]».
Традиционно почти половина трудовых мигрантов в России имеют узбекское гражданство. В этом году сложно оценить, есть ли отток мигрантов или нет. По данным МВД, к сентябрю количество действующих рабочих патентов достигло почти 2 млн. Годом ранее их было 1,7 млн, но тогда еще действовали ковидные ограничения. Росстат в своем отчете отмечает снижение показателей международной миграции: из России в страны СНГ уехали на 39 тысяч человек больше, чем приехали обратно. Но в этой статистике нет разделения на россиян и иностранцев.
Зато есть данные по дефициту кадров. По итогам октября в легкой промышленности он составил 70%, это вдвое хуже, чем в машиностроении, где не хватает 35% персонала, пишет «Коммерсантъ». При этом на прошлой неделе Минтруд заявил, что намерен снизить квоту на въезд иностранных рабочих со 100 тысяч до 78 тысяч. Как отметили в ведомстве, это связано с числом поступивших предложений от регионов.
Но важно понимать, что трудовую деятельность иностранных граждан, приезжающих на работу без виз, а это в основном мигранты из стран ЕАЭС и Узбекистана, регулирует МВД. А Минтруд занимается только мигрантами, работающими в России на основании визы, отмечает директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский:
Юрий Московский директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» «Это граждане из Китая, Непала, Индии и так далее. По квотам сейчас только из визовых стран, притом что потребность в этих людях, как мне говорили, колоссальная. Например, в швейниках из Северной Кореи. У нас сейчас колоссальный дефицит рабочей силы — и в промышленном производстве, и на стройке. Везде. У нас в результате последствий реформ не хватает минимум несколько миллионов человек, а может, и несколько десятков миллионов для промышленности».
О дефиците швей бизнес заявляет не первый месяц, а их зарплаты выросли чуть ли не до 100 тысяч рублей. Еще в конце прошлого года сообщалось, что в легкой промышленности не хватает около 8 тысяч человек. Реально ли найти такое количество квалифицированных кадров среди мигрантов из Узбекистана, пока сказать сложно. На какие конкретно профессии можно будет их запросить, не уточняется. Если Россия не будет полагаться только на параллельный импорт и займется импортозамещением в текстильной промышленности, кадров будет не хватать еще больше.