Без интриг и с минимальной явкой: итоги выборов-2022 в регионах Сибири
В более чем половине сибирских регионов завершились кампании разных уровней.
В сибирских регионах завершились выборы разных уровней — от муниципальных до губернаторских. Как правило, они длятся три дня. Большинство избиркомов уже подвели предварительные итоги, явка оказалась в среднем невысокой. А результат в целом предсказуемым.
В Новосибирской области состоялись довыборы депутатов в региональный парламент по двум одномандатным округам №№4 и 10. Победу одержали кандидаты от «Единой России»: экс-глава Первомайского района Новосибирска Виталий Новоселов и директор чикской птицефабрики Андрей Биль соответственно. Всего участвовали 14 кандидатов. Явка на округе №4 составила 39,97% (проголосовали 17,5 тысячи избирателей), на округе №10 — 26,27% (проголосовали более 12,5 тысячи жителей).
Одна из наиболее крупных компаний состоялась в Томской области, где выбирали нового главу региона. С рекордным отрывом, заполучив почти 85% голосов избирателей, победил представитель единороссов Владимир Мазур. На втором месте оказалась глава фракции СРЗП в облдуме Галина Немцева (6,1%), на третьем — секретарь томского обкома КПРФ Андрей Петров. Явка для такого масштаба выборов оказалась низкой и составила около 30%.
В Красноярском крае, по данным избиркома, всего на выборах разного уровня было замещено 279 мандатов, 80% из которых получила «Единая Россия». КПРФ взяла 16 мест (5,7%), СРЗП — 11 (3,9%), ЛДПР — 10 (3,6%) мандатов, «Зеленые» — 2 (0,7%), «Новые люди» — 1 (0,3%) мандат, «Яблоко» — 1 (0,3%) мандат, самовыдвиженцы — 14 (5%).
У соседей на Алтае из крупных кампаний в региональных центрах обновились городские депутаты. Так, в горсовете Горно-Алтайска почти все мандаты (предварительно, 20 из 21; одно кресло достанется кандидату от «Партии дела») получили кандидаты от «Единой России». В этот созыв депутаты избирались по новой системе — голосование по партспискам было отменено, кандидаты избирались только по одномандатным округам. По последним данным, явка на выборы составила почти 28%.
В Алтайском крае также победой единороссов завершились выборы и в гордуме Барнаула. По партспискам, 48% голосов набрала правящая партия. Почти в три раза меньше набрали коммунисты — около 15%. Справороссы заручились поддержкой только 9% избирателей. «Новые люди» и ЛДПР получили чуть более 8% голосов. Во всех одномандатных округах (20 из 40) победу одержали представители единороссов. Явка составила чуть более 14%.
«Единая Россия» заполучила большинство мест и в составе горсовета Омска, куда избирались только по одномандатным округам. Предварительно, партия заполучила 35 из 40 кресел. По одному месту досталось представителям от СРЗП, КПРФ и самовыдвиженцу. Учитывая масштаб кампании, явка оказалась одной из самых низких по Сибири — немногим более 14%.
И, наоборот, традиционно наиболее высокой активностью отличилась Республика Тыва, где проходили выборы в хурал Кызыла. Явка там составила более 50%, а большинство мандатов взяли единороссы. 13 из 26 человек избирались по партспискам: предварительно, ЕР набрала более 75%, КПРФ — 11%, «Новые люди» и ЛДПР — по чуть более 5%. Среди одномандатников 12 мест взяли единороссы, коммунистам досталось всего одно кресло.
По словам политтехнолога Константина Лукина, текущие кампании в регионах Сибири были наименее заметные по сравнению с прошлым годом — как по количеству кандидатов, так и по активности агитации: «Изначально было понятно, что явка не будет высокой, но даже и эти прогнозы не оправдались. По административным центрам ожидалось около 17-20%, а получили 15%. По парламентам — 40%, получили — 30%».
Среди причин эксперт называет слабую агитацию, отсутствие интриги и психологическую работу штабов. Так как большинство кампаний были муниципальными, то результат зависел от того, сколько сторонников приведут свои кандидаты, это технологические особенности такого уровня выборов. По его словам, была и часть тех, кто из-за указанных причин не увидел смысла идти на выборы, а оппозиционно настроенные граждане понимали, у кого большие ресурсы и кто победит.
«Если говорить о результатах ЕР — он был ожидаем. На фоне спецоперации подъем патриотизма достиг высокого уровня, поэтому многие посчитали, что не время и не место выражать свою оппозиционную настроенность и выступать против партии власти, которая и является рупором в решении вышеуказанного вопроса. В то же время оппозиция продемонстрировала свой реальный электорат без тех, кто голосует не за конкретную партию, а «против ЕР», — считает политтехнолог.
По словам эксперта, активность «Новых людей» можно объяснить сохранением эффекта новичка, они отличились повесткой перемен, поэтому проходят в большинство горсоветов (по спискам), где заявлялись. Константин Лукин полагает, что в то же время снижение ЛДПР связано с уходом бессменного лидера партии Владимира Жириновского, что обнажило их ядерный электорат, составляющий не более 7-8%.