«Честно, прозрачно, слажено»: как проходят выборы муниципальных депутатов в Москве
Высокий интерес к выборам
Заместитель руководителя Общественного штаба по наблюдению за выборами Александр Асафов рассказал, что активность избирателей довольно высока как на участках, так и в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ).
Еще не закончился третий день голосования, а электронные бюллетени уже получили более 1,5 млн горожан, офлайн проголосовали более 400 тысяч москвичей.
Голосование без сбоев и нарушений
Вопреки надеждам представителей ряда политических сил все проходит в штатном режиме, каких-либо нарушений зафиксировано не было ни на избирательных участках, ни в ДЭГ.
Система ДЭГ в очередной раз продемонстрировала свою надежность. Во второй день голосования специалисты отразили свыше 6 тыс. хакерских и DDoS-атак, которые вылись из самых разных стран.
В этом году в систему голосования были привнесены некоторые новшества, например, появился электронный регистр избирателей, тем не менее, никаких сложностей из-за этого не возникло.
«Есть типовые ситуации, например, человек на участке отмечен как имеет возможность проголосовать системой ДЭГ, и ему на участке избирательной комиссии отказывают в голосовании, поэтому приходится звонить председателю участка и объяснять, что это некорректно, так как человек может проголосовать двумя способами», – рассказал зампредседателя Общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве Илья Массух.
По его словам, в штабе остается интрига – проголосуют ли посредством ДЭГ более двух миллионов избирателей.
Работа Общественного штаба по наблюдению за выборами
За обеспечением чистоты и прозрачности выборов на избирательных участках отвечают наблюдатели от Общественной палата Москвы, политических партий и объединений, при чем не только в часы работы участков – с 8 утра до 8 вечера, но и ночью. На каждом участке установлены камеры наблюдения, ни одно подозрительное действие не ускользнет от внимания наблюдателей.
«Работает группа разбора нарушений – на месте решаем вопросы, которые возникают у работников УИК, ТИК и избирателей. Каких-то серьезных жалоб не поступает, думаю, это связано с тем, что все идет тем порядком, каким должно. Наблюдатели, город, жители активно включились в процесс голосования, и это радует», – рассказал Асафов.
Массух в продолжение мысли обратил внимание на исключительность работы штаба в этом году.
«В этом году общественный штаб превзошел все штабы, которые у нас были. Сейчас у нас работает контакт-центр, прямая связь с наблюдателями с помощью специального мобильного приложения, и все поступающие звонки отрабатываем независимо от кого они поступают. Особо сложных ситуаций не было», – отметил он.
Оппозиция отмечает высокую организацию выборов
Даже оппозиционеры признают, что в вопросах организации выборов Москва демонстрирует высокие стандарты. Представители КПРФ указывают на слаженную и четкую работу в избирательных комиссиях и Общественном штабе.
Например, кандидат в муниципальные депутаты от КПРФ Алмас Абдуллаев, баллотирующийся в Алексеевском районе, признался, что впечатления от текущей избирательной кампании у него положительные.
«Процедура голосования в нашей стране всегда отличалась высокой организацией. Нынешний день голосования не исключение. Все участки работают, а комиссии и наблюдатели ответственно подходят к своей работе», – сказал он.
Кандидат в муниципальные депутаты от КПРФ Никита Орлов тоже согласен с тем, что выборы проходят прозрачно и открыто.
«Все протекает в штатном режиме, довольно прозрачно, по крайней мере, на моих участках никаких проблем не происходит, все открыто. Мы сейчас находимся в наблюдательном пункте, и я думаю, что не может быть никаких претензий на тему прозрачности и честности проведенных выборов», – заявил он.
Орлов уверен в том, что дистанционное голосования уже стало нормой для столицы, жители которой привыкли пользоваться множеством услуг онлайн. ДЭГ позволяет упростить жизнь избирателей.
«Дистанционное электронное голосование действительно стало нормой для избирателей, потому что привести людей на избирательные участки – это зачастую тяжело, а сама норма дистанционного голосования гораздо удобнее для рядового избирателя», – заключил он.