Исследование: есть ли гендерная дискриминация у художников или женщины и правда «хуже рисуют»?
В мире искусства существует явный гендерный дисбаланс. В Национальной галерее Австралии, например, только 25% из коллекции произведений искусства созданы женщинами. В среднем в мире авторы примерно 90% всех произведений искусства, представленных в крупных коллекциях — мужчины. Самая дорогая картина художницы — «Димсон сорняк/Белый цветок № 1» Джорджии О'Кифф — даже не входит в число 100 самых дорогих проданных картин.
Почему же женское искусство ценится намного меньше, чем мужское?
Некоторые экономисты предположили, что более тяжелое бремя воспитания детей и других домашних обязанностей означает, что у женщин было меньше возможностей добиться успеха в мире искусства. Но кое-кто винит в этом «качество» женского искусства. В 2013 году немецкий художник Георг Базелиц сказал: «Женщины не очень хорошо рисуют. Это факт. Рынок не лжет».
Исследователи из Мельбурнского королевского технологического института (Австралия) решили выяснить: художественная работа женщин обычно оценивается иначе, чем работа мужчин, из-за более низкого качества, или это просто дискриминация? Исследование опубликовано в Journal of Economic Behavior & Organization, о результатах рассказывает Сonversation.
Авторы работы показали рядовым американцам пары картин, написанных между 1625 и 1979 годами. Каждая из пар похожа по стилю, мотиву и периоду, но одна работа была написана художником-мужчиной, а другая — художницей. Одна группа участников опроса видела имена художников, вторая же нет.
«Мы были приятно удивлены, обнаружив, что нашим участникам было наплевать на пол художника. В обеих группах 54% предпочли рисунок от женщины. Мы повторили этот эксперимент, на этот раз вознаграждая участников, если они могли точно угадать предпочтения других — людей в первом эксперименте. Опять же, 54% людей в каждой группе выбрали женские картины», — говорят исследователи.
Затем ученые хотели выяснить, выбирают ли люди картины мужчин по причинам, отличным от личного вкуса. Искусство не просто покупается и продается по эстетической ценности: это спекулятивный рынок, искусство рассматривается как инвестиция.
Провели еще два эксперимента. В одном участники получали вознаграждение, если выбирали более дорогую картину. В другом они были вознаграждены за то, что выбрали картину, написанную более известным художником.
Гендерная дискриминация проявилась в обоих этих экспериментах. Когда попросили спрогнозировать ценность и известность авторов картин, люди выбрали художников-мужчин. В этих двух новых экспериментах предпочтение картин, где авторами были женщины, упало на 10% и 9%.
То есть гендерная дискриминация в искусстве исходит не из эстетических предпочтений. А из-за людей, считающих, что картины более ценны и известны, когда их рисуют художники-мужчины.
В пятом эксперименте снова награждали участников, которые смогли правильно угадать, какую картину предпочли бы другие люди. На этот раз все видели имена авторов. Но только одной группе сказали, кто из двух художников объективно более известен — художник-мужчина в 90% случаев.
Эта группа на 14% чаще выбирала картины художников-мужчин. Люди использовали информацию о славе, чтобы предсказать, какая картина больше понравится другим.
«Если бы женщины-художники подвергались дискриминации только из-за их пола, мы бы увидели более высокую награду за художников-мужчин даже в вопросах эстетики. Здесь дискриминация происходила только тогда, когда наших участников просили определить денежную стоимость произведений искусства или когда им давали информацию об уровне известности художника. А поскольку художникам-мужчинам исторически было дано больше возможностей стать художниками и, следовательно, стать известными, произведения искусства мужчин воспринимаются как имеющие более высокую ценность. Задача будущего состоит в том, чтобы изменить восприятие людей и институтов, которые не дискриминируют, а просто соглашаются с дискриминацией», — заключают авторы исследования.
Химики выяснили, почему на натюрморте Абрахама Миньона выцвел всего один цветок
Идеальное тело: современных людей сопоставили с «Витрувианским человеком»