Отчёт «Финуслуг» и Media Instinct Group: у 14% россиян улучшилось материальное положение
Эксперты «Финуслуг» и Media Instinct Group подготовили отчёт о тратах россиян и выявили сферы бизнеса, которые сильнее всего пострадают от текущего кризиса. По данным экспертов, самооценка материального положения в России улучшается, что связано с наступлением лета, усталостью от новостей и снижением ставок по кредитам. Результаты исследования имеются в распоряжении Sostav.
Самооценка материального положения падала с февраля 2022 года, а к маю об ухудшении заявляли 43% против 33% в январе. На это повлияли сокращение реальных доходов и потеря работы у части населения. Однако июньский опрос, проведенный «ИнФОМом» по заказу Центробанка, показал растущий оптимизм населения: 14% опрошенных заявили об улучшении финансового положения (против 10% в мае).
Растёт оптимизм россиян и относительно будущего. При этом ТВ-аудитория настроена даже более оптимистично: индекс потребительской уверенности за 13-19 июня вырос на 1% для ТВ-зрителей, в то время как для пользователей YouTube упал на 38% (13-19 июня против 6-12 июня). Этому способствует традиционное летнее снижение тревожности (хорошая погода и отпуска), адаптация к новостной повестке и снижение ставок по кредитам, отмечают аналитики.
Укрепление рубля, не влияя напрямую на благосостояние россиян, также оказывает успокаивающее действие: люди меньше ждут сильного падения показателей в экономике.
По словам Игоря Алутина, управляющего директора проекта «Финуслуги» Мосбиржи, стоимость кредитов для населения может продолжить снижаться вслед за ключевой ставкой, но «с запозданием». «Движение ставок по кредитам на коротких временных отрезках может иметь разнонаправленный характер: после резкого снижения вслед за ключевой ставкой может быть коррекция ставок и вверх. Кроме того, по краткосрочным кредитам могут иметь значение сезонные факторы. Если ситуация будет стабильной, снижение ставок по кредитам продолжится, но будет более плавным», — отметил эксперт.
Как россияне адаптируются к экономической ситуацииПоиск низкой цены — всё ещё главная стратегия адаптации в текущих условиях, но даже доля ее сторонников снизилась в июне относительно мая на с 33% до 28%. Другие способы поправить экономическое положение, включая сокращение частоты покупок и запасание впрок — также теряют популярность, отмечает Елена Быковская, директор по маркетинговой аналитике Media Instinct Group.
В июне наблюдалась стабилизация потребительских трат на уровне -7…-10% к прошлому году. На рост категорий, связанных с перемещением по городу и развлечениями вне дома (+54%), сильно влияют низкие значения прошлого года, когда шла очередная волна COVID-19 и действовали ограничения на передвижения.
Максимальное сокращение в июне год к году показали товары для обустройства жилья (-36%...-56%), одежды и аксессуаров (-56%), а также лекарственных средств (-37%). Во многом это обусловлено высоким спросом на эти категории в марте и апреле, когда многие покупали товары впрок.
Тренд на накопление После окончания ажиотажного спроса на товары длительного пользования в мае россияне стали переходить в «энергосберегающий» режим. Эта тенденция снизилась в июне 2022, но всё ещё остаётся трендом.
По данным «Ромира», люди уже с меньшим энтузиазмом готовы запасать товары первой необходимости, скупать бытовую технику или планировать путешествие. Здоровье и лечение — менее уязвимая статья семейного бюджета, на ней экономят в последнюю очередь. В ожидании возможных перебоев с медикаментами и товарами медобслуживания россияне поспешили пройти плановые процедуры, например, посетили стоматолога.
При этом уже к середине июня люди стали реже тратиться на готовую еду (как в ресторане, так и из магазинов и доставки), а также на дорогостоящие покупки — автомобили и недвижимость.
Что будет дальше? «Эффект губной помады»По мнению аналитиков, пересмотр трат некоторых категорий сохранится в масштабах года. По опыту проживания прошлого периода рецессии, в 2015 году доля доходов, откладываемых «на чёрный день», выросла вдвое год к году — до 14,1% против 6,9% в 2014 (по данным мониторинга НИУ ВШЭ).
Частичное возобновление спроса на товары и услуги в случае реализации оптимистичного политико-экономического сценария ожидается осенью 2022, но только при условии массового налаживания каналов параллельного импорта. Люди вернутся из отпусков и будут вынуждены адаптироваться к новому уровню цен, считают исследователи.
Наиболее устойчивые категории — товары повседневного спроса, ритейл, фарма. Телеком также входит в пул базовых услуг для потребителя. Финансовый сектор услуг в долгосрочной перспективе также вернёт лояльность.
По оценке Елены Быковской, директора по маркетинговой аналитике Media Instinct Group, определенный потенциал для роста имеют непродовольственные товары с небольшим средним чеком.
Елена Быковская, директор по маркетинговой аналитике Media Instinct Group:
В период рецессии мы традиционно наблюдаем, что косметика, сладости, аксессуары и недорогие предметы одежды, мелкая бытовая техника и гаджеты пользуются устойчивым спросом. Это обусловлено так называемым «эффектом губной помады»: сталкиваясь с экономическим кризисом, потребители более склонны покупать мелкие предметы роскоши и товары импульсного спроса, которые дарят эмоции и помогают примириться с оскудевшей потребительской корзиной.