Карпенко: юридическое объявление дефолта не повлечет негативных последствий для РФ, но может — для компаний

Обновлено в 12:46

Карпенко: юридическое объявление дефолта не повлечет негативных последствий для РФ, но может — для компаний
© BFM.RU

Этой ночью в России впервые с 1918 года произошел дефолт по суверенным долговым обязательствам в иностранной валюте, сообщило Bloomberg. По данным агентства, в воскресенье, 26 июня, истек льготный период для выплаты около 100 млн долларов просроченных платежей по гособлигациям и в случае неплатежа крайний срок считается событием дефолта. В то же время Bloomberg указывает, что «дефолт носит в основном символический характер и мало что значит для россиян».

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что утверждения о наступившем в России дефолте неправомерны, еще в мае был совершен платеж в валюте, а то, что средства не довели до получателей, проблема не России.

Журнал «Россия в глобальной политике» прокомментировал это так: если в 1918 году большевики сами отказались выплачивать долг и сознательно вывели себя из международной экономической системы, то сейчас Россию выталкивают из нее внешние контрагенты, потому что страна готова обслуживать долг, но не может сделать этого технически.

Сами держатели облигаций, как пишет Bloomberg, «могли бы объединиться и сделать общее заявление», но, вероятно, «предпочтут подождать», чтобы понять, «каковы шансы вернуть свои деньги». Комментирует старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко:

Алексей Карпенко адвокат, старший партнер компании Forward Legal «Россия с точки зрения международных финансов находится на так называемом мусорном уровне, и уже не важно, объявлен нам дефолт или не объявлен, с экономической точки зрения нас все равно никто не кредитует, наш долг все равно никто не покупает. Юридическое объявление дефолта не может повлечь никаких фактических негативных последствий для РФ. Может повлечь только для компаний, им действительно будет сложно, это может привести к кросс-дефолту корпоративного долга, предъявлению инвесторами требований досрочных погашений, и это может вызвать волну корпоративных дефолтов, которые, скорее всего, постигнет та же участь. Так же компании заявят о готовности платить, и точно так же компаниям заблокируют возможность рассчитаться с кредиторами. Объявление дефолта значит, что, поскольку должник не расплатился, можно искать, арестовывать и взыскивать за счет имущества РФ эти долги. Но как только все подобного рода истории попадут в суды, встанет вопрос, кто виноват в том, что долг не был выплачен. И ответ совершенно очевиден: виноваты регуляторы, которые запретили платежным агентам исполнять свои обязательства перед кредиторами».

Варианта развития ситуации два, считает генеральный директор инвестиционной компании «Инфраструктура России» Станислав Машагин:

Станислав Машагин гендиректор инвесткомпании «Инфраструктура России» «Мне кажется, что эта история в конце концов закончится либо отказом РФ платить вообще, и это будет плохо для всех, это будет действительно дефлот. То есть если будут настаивать на дефолте и это будет принято как правда большинством инвесторов, Россия перестанет обслуживать свои обязательства, это будет катастрофой для финансовых рынков. По крайней мере, для крупных держателей это будет большая дыра в портфеле. Это одна из лучших среди доходных облигаций в мировых портфелях фондов и банков в России. Если это спустят на тормозах, инвесторы больше услышат голос России и продолжат эту работу, то Россия с удовольствием продолжит обслуживать эти долги. Хуже не будет. Инвесторы не лапти, они все-таки смотрят за реальной картиной. Как бы вы ни называли облигации, которые обслуживаются, по которым платится, которые приносят неплохой доход, можно назвать их 150 раз дефолтными, но все равно вы их купите, даже есть специальные инвесторы на такие активы. Другое дело, что это вызывает повышенную премию, повышенный процент за такие долги».

Глава Минфина Антон Силуанов заявлял, что невозможность выплат по госдолгу в иностранной валюте не означает наступление дефолта. По его словам, дефолтом было бы правильно признать отказ иностранных финансовых посредников от исполнения обязательств.

Ранее Минфин сообщил, что предложит иностранным держателям российских евробондов вариант вывода валюты из России. Они смогут получить выплаты в рублях, если откроют счет в российском банке, а затем конвертировать рубли в валюту и без ограничений вывести за рубеж. Но только в случае, если нерезиденты подпишут письменный отказ от всех потенциальных претензий к эмитенту по этому платежу в будущем. Опрошенные Business FM эксперты усомнились в востребованности такой схемы, считая, что иностранные инвесторы вряд ли выстроятся в очередь за рублевыми выплатами, так как рискуют попасть под западные санкции.