Иван Вахмянин: «Даже отчеты Gartner, Forrester и IDC периодически подвергаются критике»

На вопросы главного редактора IT News Геннадия Белаша отвечает Иван Вахмянин, генеральный директор и сооснователь компании Visiology.

Иван Вахмянин: «Даже отчеты Gartner, Forrester и IDC периодически подвергаются критике»
© It-world

В 2022 году в исследовании «BI-круг Громова» приняли участие 14 компаний. Не означает ли это, что в России именно столько компаний серьезно занимаются бизнес-аналитикой?

Исследование «Круг Громова» охватывает только BI-платформы, которые разрабатываются в России. На самом деле количество компаний, которые серьезно занимаются бизнес-аналитикой, в нашей стране намного больше. В их число входят интеграторы и консультанты, производители комплексных платформ и поставщики смежных решений, а это десятки компаний. Что касается самих BI-платформ, тут картина также выглядит несколько сложнее. Несмотря на то, что их доля сегодня сокращается, основную часть рынка занимают западные вендоры. Основную часть доходов получали SAP, IBM и Oracle, а по количеству пользователей лидируют PowerBI от Microsoft, а также решения Tableau и Qlik. Кстати, недавно проведенное исследование рынка труда показало, что абсолютное большинство вакансий бизнес-аналитиков в России – порядка 70% – требуют навыков работы с Power BI. Кроме того, стоит обратить внимание на тех разработчиков, которые создают необходимые для работы BI смежные технологии. Здесь можно привести решение Loginom — инструмент преобразования данных, а также продукты Arenadata — хранилища больших объемов данных, необходимых для аналитики.

Сколько компаний из 13 вы считаете своими конкурентами?

Каждый из продуктов в обзоре имеет свое позиционирование. Visiology специализируется именно на BI в классическом понимании, а ряд вендоров реализуют инструментарий для бизнес-аналитики в рамках более крупных систем автоматизации. Для некоторых из них продажа BI отдельно от остальной экосистемы решений не находится в фокусе. Другие же, напротив, предлагают облачные решения, которые подходят для малого бизнеса. Мы же, повторяю, специализируемся на корпоративном BI, для которого необходимо развивать экосистему, формировать сообщества пользователей, готовить курсы и документацию. Поэтому прямыми конкурентами среди участников «Круга Громова» мы считаем тех разработчиков BI-платформ, которые позиционируют себя аналогичным образом, а таких будет только три-четыре компании. Я бы сказал, что мы в большей степени конкурируем сегодня с западными BI-платформами и делаем ставку на быстрое достижение бизнес-результатов, высокую скорость внедрения и низкий порог входа для аналитиков. Наш основной вызов — победить те сложности в работе, с которыми сталкиваются аналитики, разработчики и руководители. Именно поэтому недавно мы объявили о подготовке новой архитектуры Visiology 3.0. Она поможет дать ответ на те запросы, с которыми обращаются к нам заказчики.

Тестирование каждого решения в «BI-круге Громова» проводили аналитики, которые раньше не работали с данными решениями. Насколько корректно, с вашей точки зрения, была оценена ваша система?

Безусловно, Сергей Громов – BI-эксперт с большим опытом и группа BIConsult провели масштабную работу, которая достойна уважения. Подобные исследования помогают потенциальным клиентам выбрать подходящий для себя инструмент, иначе они вынуждены были бы тратить много времени на самостоятельное изучение фактически того же самого материала. Если говорить про оценки решений, нужно учитывать, что идеальных исследований не бывает. Даже отчеты Gartner, Forrester и IDC так или иначе периодически подвергаются критике. Любые проекты подобного профиля имеют свои особенности. Например, «BI-круг Громова 2022» был сфокусирован в основном на технической составляющей платформ, и это, конечно, наложило свой отпечаток на результаты исследования. Для клиентов также очень важно наличие экосистемы, сформированной вокруг продукта. Она включает в себя экспертный контент, наличие экспертизы, сообщества, интеграций с другими инструментами и так далее. Надеемся, что в следующих выпусках «Круга» эта тема будет глубоко проработана. Исследование не дает ответа на вопрос, какой продукт лучше сам по себе. Если правильно интерпретировать его выводы, можно выяснить, какие продукты лучше подойдут для конкретного кейса. И коллеги из BIConsult, кстати, прекрасно это понимают. Именно поэтому они предлагают услуги по интерпретации данных исследования для задач конкретной компании.

Visiology повторяет дашборды с PowerBI с точностью до 98%, то есть показала широкие возможности в качестве альтернативы Microsoft PowerBI. С каких еще иностранных BI-продуктов имеет смысл переходить на продукты Visiology?

На самом деле многие средства анализа и визуализации позволяют повторить дашборд из другого решения на 90% и более. Тестирование BI-систем, проведенное «Институтом бизнес-аналитики», которое показало результат в 98%, говорит о том, что наши возможности по созданию аналогичных визуализаций практически не уступают возможностям популярных платформ. Но полноценный переход с другой платформы требует тщательной подготовки и связан с серьезными трудозатратами. Специалисты подтвердят, что переход, например, с PowerBI на Qlik также очень непростая задача. При этом запросы на миграцию между BI-платформами поступали к нам и до сегодняшнего дня. В нашем портфолио есть немало кейсов перехода на Visiology с Qlik, Tableau и других платформ. Естественно, что переход на другую BI-платформу происходит дешевле и быстрее, чем выстраивание BI-практики с нуля. Ведь при первоначальном внедрении много ресурсов уходит на исследование, постановку задачи, очистку данных, улучшение дашбордов и так далее. Если же в компании уже работала система BI, всё становится проще – основная работа будет связана с преодолением отличий в архитектуре. Основной KPI, который стоит перед нашими разработчиками, — это упрощение процесса перехода. Именно поэтому в Visiology 3.0 появляется поддержка языка DAX, который используется в PowerBI. Это нужно для того, чтобы аналитики могли использовать уже имеющиеся компетенции, а для ряда задач даже портировать свои готовые выборки и запросы.

Насколько широко в России используется ваш инструмент для сбора данных (ETL) под названием ViXtract? Данное решение с открытым исходным кодом и свободной лицензией может применяться вместе с любым ПО для бизнес-аналитики?

Совершенно верно. Vixtract — универсальная утилита, которую можно использовать вообще с любым ПО, не только для бизнес-аналитики. Эта программа обеспечивает возможность сбора данных из широкого спектра источников. Сообщество Vixtract постоянно растет, и решение даже чаще используется не с Visiology BI, а для других задач. На сегодняшний день у Vixtract нет коммерческой версии, мы пока не оказываем поддержку по этому продукту. Поэтому инструмент используется в основном для решения небольших задач, в пилотных проектах, а также там, где нет критически важных данных и высоких требований к ИБ. При этом сама BI-платформа Visioloigy далеко не всегда использует в качестве ETL именно Vixtract. Как я уже говорил, мы сфокусированы непосредственно на вопросах бизнес-аналитики. Поэтому, повторяю, платформа может работать с любыми инструментами сбора данных.

Насколько соответствуют ваши решения отраслевым стандартам?

Стоит отметить, что область BI вообще не слишком стандартизована, и такого понятия, как «стандартная BI-платформа», не существует. Есть зарубежные стандарты визуализации, например немецкий IBCS, но в России он применяется нечасто. В российском BI-сообществе в последнее время отмечаются инициативы по внедрению стандартов, и, если они получат развитие, мы, разумеется, будем их поддерживать.

Если же говорить о сертификации ПО в целом, на сегодняшний день наша платформа является одной из немногих BI-систем, у которой есть сертификат ФСТЭК по шестому уровню доверия, а это означает, что решение можно применять в том числе на предприятиях критической инфраструктуры.

Насколько ниже порог входа для работы с платформой Visiology по сравнению с другими российскими BI-системами?

По нашему мнению, этот показатель ниже, чем у других российских систем, но пока еще выше, чем у западных решений. Но тут следует учитывать, что на порог входа влияет не только сам продукт, но и наличие специалистов, контента, размер сообщества, наработки готовых кейсов, наличие партнерских решений и так далее. Мы над всем этим работаем, и ситуация постепенно становится все лучше. Но главное в вопросе внедрения BI — это все-таки результаты для бизнеса. Поэтому мы не только предоставляем инструмент, но и помогаем добиться реальных бизнес-результатов с его помощью.

Ваш конкурент Polimatica уверяет, что его интерфейс можно освоить за два часа. А сколько времени нужно на освоение вашей системы?

Освоение интерфейса, безусловно, важный аспект, однако главный вопрос — сможете ли вы сразу решить в нем те задачи, которые ставит перед аналитиком бизнес? Я считаю, что более показателен срок подготовки специалиста к полноценной работе с системой. Например, прошедшие в начале 2022 года стажировки в «Институте бизнес-аналитики» показали, что специалист может приступить к созданию отчетов и конструированию дашбордов на базе Visiology уже после 16 часов обучения. Некоторые из участников курса, кстати, сразу получили предложения о трудоустройстве у наших партнеров-интеграторов. И это были люди без опыта в бизнес-аналитике.

С каким объемом Big Data может справиться ваша BI-система?

Производительность Visiology и объем данных для обработки зависят от аппаратного обеспечения. Так, для вычислений in-memory мы ограничены только объемом оперативной памяти сервера или виртуальной машины. А поддержка кластерных инсталляций позволяет практически неограниченно расширять емкость системы, подключая СУБД практически любого размера. Далее всё зависит от запросов к аналитике. Например, оптимальный баланс по производительности и объему обрабатываемых данных дает разбивка на «холодные» и «горячие» данные: первые хранятся в СУБД на дисках, а вторые попадают в память для быстрых вычислений.

При этом с каждым обновлением Visiology мы улучшаем возможности платформы, наращиваем производительность. Например, начиная с версии 2.23 система позволяет выгружать в Excel миллионы строк без каких-либо проблем, и это применяется некоторыми крупнейшими заказчиками. В числе наших клиентов есть не только коммерческие компании, такие как «Русская Медная Компания» или «Алроса», BI-платформу используют также для реализации крупных инфраструктурных проектов. Например, Visiology BI является одним из ключевых компонентов системы «Умный город» в Ташкенте, как раз работая в кластере. И нагрузка на движок в этих случаях оказывается значительной.

Каковы преимущества вашей системы по отношению к OLAP?

OLAP — это лишь одна из возможных моделей работы с данными. Мы поддерживаем как OLAP, так и представление данных в виде денормализованных таблиц. В Visiology 3.0 также будут представлены такие варианты организации данных, как табличная объектная модель. Выбор конкретной модели зависит от задач заказчика. Таким образом, преимущества заключаются в широте выбора и возможности работать с разными моделями данных в зависимости от проекта.

Что нового появилось в лицензионной политике вашей компании?

Нам пришлось качественно пересмотреть подход к продаже лицензий, чтобы удовлетворить растущий поток запросов, в том числе со стороны средних и небольших компаний. Новая лицензионная политика, действующая с апреля 2022 года, позволяет устанавливать Visiology BI на собственные серверные мощности, как с приобретением постоянной лицензии, так и по подписке. Также новые схемы лицензирования включают в себя опции со сниженной скоростью поддержки решений и меньшим количеством пользователей. Все это позволяет начать работу с Visiology при меньших финансовых затратах.

Как часто при выборе вендора ваши заказчики соглашаются на проведение совместного пилотного проекта?

Пилотный проект требуется в том случае, когда внедрение охватывает большое количество сфер деятельности компании, а у заказчика нет полной уверенности в дальнейших шагах. И обычно «пилот» запрашивает сам заказчик или же интегратор. Тем временем все больше проектов внедрения Visiology происходит без «пилота», потому что все стороны хотят избежать дополнительных трудозатрат. Качественный пилотный проект требует ресурсов и не позволяет решить все задачи сразу. А наличие референсных кейсов, наработанных практик и уверенность в продукте позволяют перейти сразу к полноценному внедрению и быстрее получить результаты. Пилотные проекты все чаще остаются уделом проверки каких-либо гипотез и тестирования. Для них используют подписочные лицензии или создают временную виртуальную машину в облаке.

Сколько у вас партнеров среди российских интеграторов, которые могут поддерживать BI-систему Visiology?

На сегодняшний день с нами работают более 50 партнеров из числа системных интеграторов, и фактически все они так или иначе имеют экспертизу в сфере BI. Причем только за последние пару месяцев в числе наших партнеров появились новые компании, которые раньше работали только с зарубежными решениями. Мы работаем с теми организациями, которые могут оказать полноценную поддержку и сопровождение Visiology BI для своих клиентов.

После ухода с российского рынка многих западных BI-вендоров, в том числе Qlik, PowerBI, Tableau, Sisense, в какой степени у вас сократился предпродажный цикл? Раньше он составлял до года.

Ситуация пока не стабилизировалась. Изменения еще происходят, и слишком рано делать выводы. В действительности у нас уже есть несколько сделок с коротким циклом продаж — до двух месяцев. Но станет ли это правилом, пока непонятно.

Какие новые модули пополнили портфолио Visiology за последние два года?

Последние пару лет мы были сосредоточены на развитии функционала самой платформы, повышении ее удобства и скорости внедрения. Благодаря этому в 2022 году как раз появляется Visiology 3.0 с еще более низким порогом входа и более широкими возможностями работы с данными. Но, учитывая, что главное преимущество BI-платформы — это возможность получить ощутимые бизнес-результаты, мы также занялись подготовкой курсов для топ-менеджеров и аналитиков. Это целый практикум по направлению data-driven-управления, который уже был опробован в крупных организациях, например в ЦБ РФ. В ближайшее время мы будем активно развивать и расширять это направление.